Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Научные забавы»
Кагарманова Д.Р. Воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик», г. Когалым
- Вид проекта: познавательно-исследовательский.
- Продолжительность: краткосрочный (17.04. 2017-30. 04. 2017гг).
- Участники проекта: родители, воспитатели, воспитанники гр. №18.
- Актуальность:
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать конспект
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Цель проекта: “Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями”.
Задачи проекта:
- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
- Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
- Реализация проекта.
Этапы:
- Подготовительный этап.
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
- Создание картотеки экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
- Консультации для родителей «Практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях», «Как развивать любознательность ребенка?», «Как отвечать на детские вопросы?».
- Практический этап.
«БУМАЖНАЯ КРЫШКА»
- Необходимые материалы:
Вывод: С одной стороны на такую «крышку» будет давить вода, а с другой — воздух, давление которого намного больше давления жидкости.
«САМОНАДУВАЮЩИЙСЯ ШАРИК»
Необходимые материалы:
- воздушные шарики
- пластиковые бутылки
- бытовая воронка
- уксус
- пищевая сода
- жидкие пищевые красители
Вывод: При выделении углекислого газа создаётся давление, которое надувает шарик.
«МНОГОСЛОЙНАЯ ЖИДКОСТЬ»
Необходимые материалы:
- сироп
- растительное масло
- подкрашенная вода
- высокая стеклянная ваза
Вывод: Большее количество сахара повышает плотность воды, и этот слой будет в стакане самым низким.
«ДОЖДЬ В КУВШИНЕ»
Необходимые материалы:
- стеклянный кувшин/банка
- вода
- пена для бритья
- пипетка
- жидкий пищевой краситель (можно заменить гуашью, разбавленной в воде)
«ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Необходимые материалы:
- цельное молоко
- пищевые красители
- жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка
Вывод: краска «рисует на молоке», потому что моющее средство даёт реакцию. В молоке содержаться жиры, с помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры.
«Радуга из бумажных полотенец»
Необходимые материалы:
- пищевые красители
- бумажные полотенца
- 5 стаканов
- вода
Вывод: Между волокнами бумаги есть промежутки и по ним вода поднимается вверх. Чем тоньше капилляры, тем выше вода может по ним подняться.
«Зубная паста для слона»
Необходимые материалы:
- 3/4 стакана воды
- 1 ч. л. марганцовки
- 1 ст. л. жидкого мыла
- перекись водорода
- стеклянная колба
- одноразовые перчатки
«Лизун»
Необходимые материалы:
- стеклянная банка
- несколько небольших стаканов
- краситель
- клей ПВА
- обычный крахмал.
«НЕВИДИМЫЕ ЧЕРНИЛА»
Необходимые материалы:
- белая бумага
- кисти
- вода
- молоко
- лимонный сок
- фен
Заключительный этап.
- Совместная демонстрация ребенка и родителей проведенного экспериментирования в детском саду (каждый вторник).
- Совместное оформление папки передвижки «Странички юного исследователя»
Результаты проектной деятельности:
- Сформировали у детей дошкольного возраста основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Повысили компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников.
- Родители изучили значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
- Сформировано представление родителей о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
- Создание родителями лаборатории в домашних условиях.
- Реализовался положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с воспитателями группы.
- Способствовали поддержке у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
- Вызвали у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
|