Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи» |
Познание | |||
Автор: Лапышева Марина Владимировна | |||
26.09.2021 21:56 | |||
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Юные исследователи» Управление образования и молодежной политики администрации городского округа города Бор Нижегородской области Автор: Лапышева Марина Владимировна Воспитатель МАДОУ детского сада № 20 «Сказка» 2020 г. Цель:
Задачи:
Оборудование: Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт.; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы; Ход ООД: Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать изучать неживую природу. Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования, и приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Юные исследователи». В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие? - Не шуметь, не разговаривать. - Быть осторожными, ничего не брать в рот. - Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого. В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук? Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ) Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит) Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа. После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук. - Какой вывод мы можем сделать? (ответы) Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.
Что в нём сейчас узнаем! (открываю) Послушайте загадку: Такой большой, что занимает весь мир, Такой маленький, что в любую щель пролезет. Что это? (воздух) Правильно — это воздух. Достаю из сундучка пробирку Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать. Опыт №2 «Поймай воздух» - Как можно обнаружить воздух? (предположения) Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю) Чем наполнился пакет? (воздухом) Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете. А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас? Опыт №3 «Воздух внутри нас» - Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Опыт №3б - Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют) - Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх) - Какой мы с вами сделаем вывод? Вывод: воздух есть внутри человека. Опыт №4 «Спасательный жилет» У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре) А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы) Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул) - Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды. Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Опыт № 5 «Сухой из воды» Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы) Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю) Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку) - Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух) - Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет) Вывод: Воздух занимает место. Общие выводы про воздух. Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место. А сейчас давайте поиграем с воздухом. Игра с воздухом «Парашют» - У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани. Дружно мы все встали в круг, Будем делать – парашют. Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем, Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут. Вы немного отдохнули, присаживайтесь. Сундучок мы открываем, Что лежит в нем, мы узнаем. Загадка Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) (достаю пробирку с водой) Опыты с водой Что такое вода, для чего она нужна? (вода — это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям) У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода. Перелейте воду в другой стаканчик — вода льётся. Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили. Понюхайте воду — вода не имеет запаха. Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна — вода прозрачная. Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы. Опыт «Умная галка» Я думаю, что все помнят рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». Почему автор назвал галку умной? (Ответы). Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица. Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх) Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы. Давайте вспомним, что мы узнали про воду. Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся. Вода принимает форму сосуда, в который её налили. Вода растекается, она жидкая. Вода может впитываться. Вода может отражать предметы. Уровень воды меняется, если в воду класть предметы. Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой -кляксографией. Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно — но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы. Физкультминутка Давайте потренируемся Носом — вдох и выдох — ртом, Воздух нам помощник в том (дети дышат носом) Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе (показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны) Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами. «Сказочный лес» «Хорошее настроение» «Подводный мир» «Затерянный мир» «Весёлая полянка» «Страна чудес» Рефлексия О чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?
|