«Истоки русского севера» |
Познание | |||
Автор: Петрова Любовь Николаевна | |||
16.06.2018 19:29 | |||
«Истоки русского севера» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Зоренька» Составила и провела: воспитатель Петрова Л.Н. Архангельская область, город Котлас 2018 год Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства. Задачи:
Оборудование и атрибуты:
Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного Лешуконского хора, песня «Котлас мой, город мой», «Чайный стол» с ростовыми куклами (дед и баба, русский самовар, угощение (конфеты). Предварительная работа: Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи. Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Методы и приемы:
Методы по характеру образовательной деятельности детей:
Ход НОД: Воспитатель с детьми заходят в зал. Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем. Ну что, отправимся? - Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени. Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем) За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку) (Воспитатель надевает шапочку оленя, муз. рук-ль включает фоновую музыку) - Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу) - А вот и деревня, устали с дороги? Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале) Давайте сядем поудобней, да песню послушаем о жизни в деревне Палащелье. Песня «Этот северный край» - Ребята, какая песня по характеру? Какое настроение она создаёт? О чём эта песня? Что нового вы узнали после прослушивания песни? Чем занимаются местные жители в деревне Палащелье? (ответы детей) (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) -Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит. (Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи) Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы) Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись. Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать. А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать? (ответы детей) Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять — наши пальчики будут рисовать. Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи. - Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте. (Звучит фонограмма Северного Лешуконского хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки) По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей. - Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара) Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент? - Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали? Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение: «Мезенской роспись зовётся, В строчках её можно встретить: Росписью той украшают - А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем город Котлас. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой) (Звучит фонограмма песни «Город мой, Котлас мой», дети танцуют)
|