В гости к дымковским мастерам. |
Познание | |||
Автор: Искимжи Екатерина Петровна, Скворцова Надежда Никоноровна | |||
16.06.2018 16:44 | |||
В гости к дымковским мастерам.
город Москва ГБОУ Школа№1034 Здание по адресу улица Братеевская дом 10 корпус 2 Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Материал: Географическая карта. Изделия дымковских мастеров. Иллюстрации с изображениями этапов изготовления дымковских игрушек. Ход занятия: Сегодня мы продолжим путешествие по нашей стране и вместе поедем в город Киров, что стоит на высоком берегу реки Вятки. Мы уже говорили, что каждый город интересен, о каждом есть, что рассказать. Чем же знаменит Киров? Почему о нем знают во всем мире? В этих местах в далекую старину зародилась игрушка, которую сейчас ласково и нежно называют дымка. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (покажите на карте).
Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Как вы думаете, почему этим занимались зимой? (Рассуждения детей). Из небольшого глиняного шарика с отверстием свистульку превращали то в уточку, то в петушка. И вот — на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его и взрослые и дети. Оглашается свистом вся округа. Шумит народное гулянье. Но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник «Свистунья». Приходит зима, и снова в Дымково принимаются за дело. И так много- много лет. Вот уже придумали лепить из глины и другие игрушки, не только свистульки. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки — своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней. Теперь в городе Кирове, в его центре, — художественные мастерские дымковской игрушки. Давайте зайдем туда. Груды глины. Мешки с мелом. Ящики с красками. Коробки с яйцами. Молоко. Вот почти все, то, что нужно для создания чуда, которым любуется всякий, кто увидит глиняных барышень, индюка, баранчиков. Традиционный прием приготовления красок заключается в следующем: сухие краски растирают на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. Лепят дымковские игрушки по частям: это не второстепенный товар, который выполняется, между прочим, в дополнение к посуде – это совершенно самостоятельные оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь. В старину игрушки лепили на доске, положенной на колени. Хорошо промытые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в шарики, потом расплющивают в лепешки, из которых и создаются основа, корпус для будущей игрушки. Приступая к выполнению барыни или кормилицы (показать), прежде всего, лепят юбку, или ступу – пустотелый, широкий у основания конус – все время, вертя ее в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик – голову. К плечам прикрепляют, сначала торчком, в стороны, руки – колбаски, потом их осторожно сгибают, складывая на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют волосами, витыми или лежащими крупными полукружиями, их венчает шляпа, капор, кокошник. Плечи покрывает пелерина, верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. Места всех соединений смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой, окончательно фигурку оправляют мокрыми пальцами. На деревянной лавке игрушки сохнут. Несколько дней будут ждать они обжига в печи. Сейчас в мастерских есть специальные печи для обжига. А раньше игрушки закаляли в русских печах. «Ворота» в печи широкие, внутри нее очень просторно, и поэтому в ней может разместиться много игрушек. Топили печь березовыми дровами. Почему? Потому что береза больше других дров жару дает. Оттого, что в печи бушует огонь, а в ее дверцы проникает холодный воздух, игрушки начинают звенеть на разные голоса, как колокольчики. От огня игрушки становятся ярко – красными, затем покрываются сизым налетом. Они кажутся прозрачными. После обжига игрушки делаются очень прочными и легкими. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их слоем разведенного на молоке мела. И ставят сушиться на сквозняк. И тут – то наступает пора расписывать их. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом, а точки, пятна, например, румянец на щеках кукол, наносится торцом ровно срезанного прута или тонкой ветки. Сейчас для росписи применяются колонковые или хорьковые кисти. Разумеется, мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента ограничена. Один и тот же узор никогда не повторяется, найти хотя бы две одинаковые фигурки невозможно. Если посмотреть на узор, он необычайно прост: всего пять элементов: круг, прямая и волнистая линия, точки – горошины и клетки. Зато краски яркие – яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Каждый цвет словно соперничает друг с другом. И поэтому пестро. Весело от такого хоровода красок! Чтобы укрепить красочный слой и сделать его немарким, игрушки после росписи покрывают тонким слоем яичного желтка. Но, оказывается, это еще не все. Предстоит довольно хитрая работа – «сажать золото». Листочки золота тонкие, легче пуха, и когда «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки. Чтоб листочки не улетели. Мастерица легко касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и сажает на нужное место: водоноскам и барышням на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки, оленям – на рога, волшебным деревьям на ствол и яблоки… И вот игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И ведь это из глины. А посмотришь на глину – ничего на ней кроме крапивы не растет… Рисование узоров детьми.
|