План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Тюльпан» на тему: «Воздух и его свойства». |
Познание | |||
Автор: Полковникова Марина Александровна | |||
15.06.2018 09:10 | |||
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Тюльпан» на тему: «Воздух и его свойства». ГБОУ СОШ п.Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Области: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное» Подготовила и провела: Воспитатель Полковникова М.А. Ноябрь 2017г. Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха при помощи экспериментов. Задача:
Воспитательная задача:
Развивающая задача:
Образовательная задача:
Ход НОД - Ребята, утром в открытое окно залетел воздушный шарик и к нему привязана записка. Давайте, скорее, узнаем, что написано в записку. (SOS – знак, который известен каждому в мире) (Показываю детям рисунок) - Знак SOS – кто знает, что он обозначает ребята? SOS – этот знак, посылали моряки терпящие кораблекрушение в море, океане. Во всем мире знают, этот знак обозначает просьбу о помощи. (Спасите наши души) Значит наша планета Земля в опасности! Что с ней случилось? Скоро вы узнаете. - Каждый из нас живет в доме. А когда-то природа была единственным домом человека. Тогда он не умел строить жилье, жил в пещере. Он охотился на животных, собирал растения для еды. Шло время, человек научился многому. Теперь мы живем в кирпичных, деревянных домах, а всё равно нашим домом остается природа. - Природа — наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественным лесом и высокими горами Посмотри, мой милый друг, Ветер листьями играет, Гром, туман и роса, - Что такое природа? (Дети: реки, озера, леса, солнце) - Да, правильно, природа это солнце, река, лес, океан, море, озеро. Это все что нас окружает. - Ребята есть живая и неживая природа. - Как вы думаете, что можно назвать живой природой? (Растения, животные, птицы). - Да, правильно, всё то, что ест, пьёт, дышит, растет, размножается – это всё живая природа. - А что относиться к неживой природе? (Камни, солнце, вода, реки, моря, океаны, земля). - Да, правильно, всё то, что не ест, не пьёт, не дышит, не растет, не размножается – это всё неживая природа. Природой называется все, что нас окружает. - А частью, какой природы является человек живой или неживой? - Человек пьет? Человек дышит? Человек ест? Человек растет? Человек двигается? У человека есть дети? - Правильно человек растет, питается, дышит, значит, человек – часть живой природы. Подведем итог. Живая природа – это грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут, не дышат. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Это – вода, небо, радуга, камень, почва, ветер, дождь. - Как вы думает ребята, относятся ли к природе: дома, фабрики, дороги, заводы, школы, больницы, детские сады? Правильно, всё, что построил человек своими руками – не относиться к природе. Игра «Живое и неживое, созданное руками человека» -Давайте поиграем с вами. Вот карточки на столе и надо разделить их на живую природу и неживую природу, и предметы созданные руками человека. Дети по очереди раскладывают картинки в три лотка. (Подводим итог игры) Молодцы. - Представим на минуту, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Правильно, живая и неживая природа – связана между собой. - Что будет без солнечного света и тепла? Правильно, не смогут существовать большинство животных, растений и сам человек. - Что будет на Земле без воды? Правильно, все живое погибнет. - Что будет на Земле без воздуха? Правильно, на Земле не будет ничего живого. - Как вы думаете, связаны ли между собой живая и неживая природа? Конечно, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи. Подводим итог. Природа и окружающий мир — это то, что окружает нашу жизнь, дарит нам красоту, тепло возможность любить и ценить растительный и животный мир, живущих в тесном соседстве с человеком. - Но всегда ли человек бережно относится к природе? Как вы думаете? (Показываю картинку с фабриками и заводами) Правильно. Люди на всей Земле построили очень много фабрик и завод. Их трубы день и ночь загрязняют воздух и воду. Пожары уничтожают лес. В озерах, реках и морях много мусора. Вот поэтому и прилетел к нам в садик этот шарик со знаком SOS. - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь нашу планету Земля? (Ответы детей) Подводим итог. Правильно ребята, только от нас самих – жителей планеты Земля зависит, как она выглядит. Что будет с нашей планетой в будущем. Какой мы оставим ее будущему человечеству. Дети встали в круг. Физкультминутка Собирает ветер тучи Тучка сразу стала плакать, Мы от дождика бежали, Поднимаем кверху ручки, Дети сели на стулья. - Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы: Он нам нужен, чтоб дышать, - Что это? (воздух) - Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать) - Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. - Что мы с вами вдохнули? (воздух) - А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. - Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было удобно? (плохо) - Какой вывод можно сделать? - Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может. - А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения). - Что было бы, если на земле исчез бы воздух? (не было бы жизни на земле) - Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом. - Сегодня на занятии я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию. Здесь нужно соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого. Эксперимент №1. «Почувствуй воздух». - Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей). - Узнать это очень просто. Возьмите веер и помашите им у лица. - Что вы чувствуете? (Ответы детей). Эксперимент №2. «Имеет ли воздух запах». - Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет). - Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина). - Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Эксперимент №3. «Движение при помощи воздуха». - Воздухом можно двигать предметы. Возьмите веер и перышко. По команде машите веером, и перо будет двигаться вперед. Игра «У кого быстрее». - Ребята, что вы увидели? (Ответы детей). Эксперимент №4. «Есть ли воздух в предметах — пустой бутылке». Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку. - Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь? - А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей). - Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. - Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный) - Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом. Кидаю в стакан с водой кусочек сухой земли. Идут пузырьки воздуха. - Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги наших исследований. - Воздух не имеет:
- Воздух может:
Эксперимент №5. «Мыльные пузыри». - А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями. Воды обыкновенной стаканчик набери, Пускать из мыльной пены мы будем пузыри. Он, воздухом надутый, по воздуху плывет, Но и одной минуты на свете не живет. - Мыльный пузырь — это тонкая плёночка мыльной пены, внутри которой воздух. - Воздух легкий, поэтому пузыри «летают». (Добавляю картинку) Дети играют. - Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место. Рефлексия Природа наш дом. Человек должен беречь, и охранят природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. - Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы. - В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы. Человеку нужна Родина. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину. И на память я вручаю вам значки, как юным экологам. Дети встают в круг. Охранять хотим природу
|