Конспект сюжетно – ролевой игры «Археологи». |
Познание | |||
Автор: Магнушевская Марина Владиславовна | |||
04.05.2018 15:10 | |||
Конспект сюжетно – ролевой игры «Археологи». Автор: воспитатель высшей категории Магнушевская Марина Владиславовна. МБДОУ ЦРР – Д/с № 104 «Ладушка» Г. Якутск Республика Саха (Якутия). Цель: Формирование интеллектуального, нравственного и социального компонентов здоровья дошкольников. Образовательная задача:
Коррекционные задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: Рассказы воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов: «Быт и основные занятия русских людей», «Путешествие по русской избе», «Ремесленники», «Оружие русского воина», «Знакомство с женской и мужской русской народной одеждой», «Из истории мужской и женской обуви», «Русские народные промыслы», «Кремль». Знакомство с русскими народными поговорками и пословицами. Д/игры: «Допиши словечко», «Собери целое из частей», «Для чего нужен предмет?» Конструирование по плану. Оборудование: Емкости с песком; лопатки, перчатки, кисти, по количеству детей; шкатулка с планом Кремля; колокольчик; меч и ножны; посуда: миски, ложки; несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом; картинки: с изображением посуды разных времен, с изображением воина и мирян. Русская народная музыка, колокольный звон. Этапы занятия Содержание занятия Организационный момент Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? Предполагаемые ответы: - Мы живем в России. Воспитатель: Правильно, ребята. Наша родина – Россия. Она, как и вы имеет свой возраст, может менять его. Например, вы сейчас дошкольники, а раньше были – малышами. А в будущем – будете школьниками. Воспитатель: Наша родина имеет настоящее, прошлое и будущее. Мы с вами живем в каком времени? Предполагаемые ответы: - Мы живем сейчас, значит в настоящем. Воспитатель: А до настоящего, какой был период? Воспитатель: Ребята, мы можем узнать, как люди будут жить в будущем. Предполагаемые ответы: - Нет, потому что мы не видели это. Воспитатель: Действительно, ребята, мы не можем найти предметы будущего, потому что их еще не изобрели. А можем узнать, как люди жили в прошлом? Зачин (завязка) игры Воспитатель: Ребята, есть такая наука – археология. Она изучает историю и быт древних народов по сохранившимся остаткам их поселений. Археологи ведут раскопки – ищут в земле пролежавшие сотни лет предметы, созданные руками человека, — оружие, посуду, древние письмена и многое другое. Это все мы можем увидеть в музеях. Они нам помогают представить, как жили русские люди в древние времена. Я предлагаю Вам поиграть в игру «Археологи» Распределение ролей Воспитатель: В каждой экспедиции есть руководитель. Можно, я себе возьму роль начальника экспедиции. А вы будете исполнять роль сотрудников экспедиции. Развитие линейного сюжета игры Кульминация игры Дети подходят к макету. Руководитель предлагает заняться раскопками. Напоминает, что искать надо осторожно, потому как вещи пролежали в земле очень долго и могли испортиться. Сейчас мы как настоящие археологи примем участие в раскопках древнего поселения. (В зоне раскопок емкости с песком в которых скрыты: шкатулка с планом кремля, меч и ножны, лапоть, посуда: ложки, миски; колокольчик. Несколько частей берестяной грамоты со стертым текстом) (Дети работают на раскопках и находят экспонаты.) -Что это вы нашли? (Ответы детей). - Ребята, нам повезло, мы нашли часть карты. Что изображено на ней? (Крепость). -Как называлась крепость в древности на Руси? (Кремль) -Для чего строили Кремль? (Для защиты, города и его жителей от врагов). - Давайте по этому плану построим часть Кремля и увидим, как он выглядел. Вос. Находки после раскопок отправляют на реставрацию. Вашу находку тоже надо отреставрировать. И тогда вы сможете прочитать берестяную грамоту. По посуде и вещам, которые вы нашли можно узнать, как жили и чем занимались люди. Это нам подготовят и расскажут научные сотрудники нашего музея. Завязка игры Работа детей по подгруппам 1. подгруппа детей Дети, по плану воспроизводят часть Кремля. 2. подгруппа детей Дети склеивают части грамоты, накрывают стеклом и дописывают буквы. Затем на чистом листе выкладывают и наклеивают буквы, получившееся слово. (Доброград) 3. подгруппа детей Дети воссоздают облик русского воина и мирян. (Раскрашивают изображения, склеивают из частей, и вывешивают на доску) Выбирают из разных изображений посуды, старинную посуду и вывешивают на доску. 3. часть (Воспитатель звонит в колокольчик. Дети подходят). Вос. Ребята в древности в каждом городе на площади был колокол. Который извещал горожан о важных событиях, о праздниках и бедах, собирал на важные собрания. Мы с вами также собрались рассказать о том, что у нас получилось. - Посмотрите, какой прекрасный Кремль построили ребята. Сравните его с планом. Соответствует? (Взаимопроверка детей) - Реставраторы что у вас получилось? Удалось расшифровать надпись на берестяной грамоте? Дети. Прочитали слово Доброград — название города. - Как вы думаете, почему он так назывался? (Ответы детей) - Как вы понимаете, что такое добро? - Назовите пословицы и поговорки о добре. Жизнь дана на добрые дела. Добра желаешь — добро и делай. Вос. Прикрепите название города к городским воротам Вос Научные сотрудники, подготовили выставку «Жизнь в древней Руси». (Дети показывают рисунки: древний русский воин, миряне в русской национальной одежде, посуда.) Примерный рассказ детей.
Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, берёзы, дуба. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. По этому говорили: Только лапоть на обе ноги плетётся. 3. реб. Посуду в древности на Руси делал в основном из дерева и глины. Она была самая не дорогая. Люди стремились к красоте, и украшая посуду, расписывали разными узорами. Итог. Вос. Сегодня мы с вами участвовали в раскопках, воссоздали Кремль, расшифровали название города, узнали, как выглядели воины и миряне в древнее время на Руси, во что были одеты и обуты. Какой посудой пользовались. Русичи любили и защищали свою землю, много работали и любили повеселиться: плясали, пели песни, водили хороводы. Вставайте в хоровод честной народ. Хоровод «Земелюшка — чернозем». Вос. Ребята а сейчас нас ждет новая игра «Доброград».
|