Познавательно – творческое развлечение «Сказочная гжель» |
Познание | |||
Автор: Журавель Любовь Назаровна Канева Валентина Алексеевна | |||
23.12.2017 01:16 | |||
Познавательно – творческое развлечение «Сказочная гжель» Авторы:
Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка — детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа. Задачи:
Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)
Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом). В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Ребенок: В тихом Подмосковье Резные оконца, Заросли ивы вдоль речки бегут, Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их. На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров. Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь») Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете. - Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет) Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова. Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Дети читают стихи и показывают посуду. Чудо с синими цветками, На белом фарфоре, Неужели, неужели, Вот так художники из Гжели И сине-белые бутоны, Л. Куликова. Сине — белая посуда, Голубыми, синими, С. Вахрушев. Фарфоровые чайники, Деревня в Подмосковье Сине-голубые Чудо на фарфоре П. Синявский Чашки, чайники и вазы, Кружевное это чудо (дети – из Гжели) Музыка пение птиц. Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей). - Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины) - Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города. - Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки. Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску. Дети поют частушки. Я любуюсь красотой. Мама не ругай меня Полюбуйтесь на меня. Подарю их миленькой. сказочной красы На экскурсию в Гжель Ох, посуда хороша! Чтобы вы похлопали. Не встретите на свете вы Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры. Игра «Матушка Гжель» Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий — матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют: Матушка Гжель по полю гуляла, Ленточку синюю потеряла, Кто ленту найдет, тот талант обретёт! С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь. После игры предлагают детям сесть на места. Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой). А в жизни разве роза бывает синей? (ответы). Наверное, эта роза сказочная. Драматизация сказки «Гжельская роза». - Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит: - Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую. Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский. Говорит Иван: - Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских. Удивился царь заморский и говорит: - Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить. А Иван в ответ: - Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью. Царь говорит своему садовнику: - Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану. Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье. Марье синяя роза очень понравилась и она сказала: - Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде. И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская. Звучит русская лирическая мелодия. Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет, «Лазури хоровод», музыка и слова М. Кузьмичевой После исполнения дети продолжают стоять в кругу. Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели! А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели. Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.
|