Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
Познание
Автор: Пальчиковская Ирина Дмитриевна   
22.12.2017 00:11

Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, развитию речи и обогащению словаря, приобретению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Для получения качественных знаний, нужно постоянно искать новые, необычные формы, методы, интересные детям. Одним из таких методов я считаю метод моделирования проблемных ситуаций. Создание проблемных ситуаций позволяет детям доказывать свою точку зрения, используя ранее полученные знания. Проблемные ситуации я использую и при введении новой темы. Например, сочиняем с детьми сказку, в которой Баба Яга заколдовала воду и она стала непригодна для питья. Что же нам делать, ведь мы знаем, что без воды человек не может долго обходится! Появляется

 

Скачать конспект

Знайка (или любой другой персонаж) и предлагает детям карточки, с помощью которых можно решить эту проблему. На столах у детей карточки, на которых изображено срезанное горлышко пластиковой бутылки, пластиковая бутылка, вата или салфетка, чайник. Размышляя, дети приходят к выводу, что нужно вставить отрезанную верхнюю часть бутылки, затем вставить в бутылку, положить вату, пропустить через вату воду, очищенную воду прокипятить.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно вошел в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с родителями и детьми.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Я считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и развивает ребенка всесторонне. Нами создана копилка мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

На занятиях мы используем мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, повысить этим эффективность педагогической деятельности.

Основа любой современной презентации — облегчение процесса зрительного восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
  • объединение аудио видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из научной литературы
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы
  • активизация зрительной функции, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Применяемые в процессе экспериментирования компьютерные и мультимедийные средства обучения вызывают огромный интерес у моих воспитанников.

С помощью современных технологий можно ярко проиллюстрировать то, что зачастую скрыто от наших глаз, доступно рассказать детям о процессах и явлениях, которые пронаблюдать в природе не представляется возможным из-за их пространственного или временного масштаба, а также смоделировать уже проведенные детьми эксперименты, если что-то осталось ими недопонято.

Свойства объектов неживой природы можно изучать, производя с ними практически любые манипуляции. С живыми объектами всё иначе. Процесс их изучения осложняется из-за риска нанести им вред. Не смотря на то, что интерес детей к ним очень велик, в большинстве случаев мы можем ограничиться лишь наблюдением за ними, и то, только тогда, когда они попадают в поле нашего зрения. В таких случаях мне на помощь снова приходили современные технологии. Я создавала презентации таким образом, чтобы они были схожи с экспериментом, а не воспроизводили факты. Так, для знакомства с покровной окраской, я, на примере кузнечика, продемонстрировала детям это свойство живых организмов.

Сначала мы «сажали» его на песчаную поверхность, и дети видели, что в такой ситуации кузнечику угрожает опасность, он сильно отличается по цвету от окружающей его среды и легко может стать чьей-нибудь добычей. Потом мы перемещали его на зелёный листок, где он, по мнению детей, «находился в безопасности».

Есть такие явления, как круговорот воды в природе, с которыми непросто познакомить детей в силу их сложности и масштабности.

Пронаблюдать отдельные процессы, составляющие круговорот, не составляет труда (вода при нагревании превращается в пар, он, в свою очередь, попадая на холодную поверхность, снова образует капельки воды, которые соединяются между собой в большие капли и падают вниз), а вот как соединить всё воедино, связав эти процессы с природными явлениями? В этом тоже помогает компьютерная презентация. Во время её демонстрации, детям задается ряд вопросов: что произошло? почему? что будет происходить дальше? К этому моменту мы с детьми уже изучили свойства воды, познакомились с её агрегатными состояниями, пронаблюдали процессы перехода из одного состояния в другое, поэтому дети, основываясь на уже имеющихся у них знаниях, предполагали, что будет происходить дальше.

Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить с происхождением нашей планеты подчеркнуть, что сначала планета представляла собой огненный шар. Затем этот шар стал постепенно остывать.

В это время наблюдалось значительное появление вулканов. После презентации легко перейти к опытно-экспериментальной деятельности «вулкан».

А после эксперимента детям была показана картина того, что вулканы выбрасывали неимоверное количество воды, которая испаряясь, превращалась в облака. Начались проливные дожди, которые лили месяцы.

Так на Земле образовались океаны. И постепенно Земля приобрела современный вид.

Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия способен сделать маленький естествоиспытатель. Наряду с компьютерными технологиями, я пользуюсь синквейнами. Этот эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве расширения понятийного и словарного багажа. Синквейн, от французского слова «пять», означает белый стих, состоящий из пяти строк.

Синквейн составляется по определенному алгоритму. 1-строка – имя существительное. 2-я строка – два имени прилагательных, описывающих предмет или тему. 3-я строка – три глагола. 4-я строка — фраза из четырех и более слов, выражающая отношение к предмету или теме. 5-я строка – одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно- экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной.

Использование синквейна, мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Список литературы:

  1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С.302
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации // Доклад Алехиной С.В., представленный 7.12. 2010 года в рамках Международного симпозиума «Инвестиции в образование — вклад в будущее». — С.102
  3. Библиографическое описание: К.А. Михальченко Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб.: Реноме, 2012. — С. 206
  4. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. — №3. — 2010 г. — С. 136.
  5. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. -С. 83- 92. — Библиогр.: с. 91 (8 назв.). — ISSN 1814-2052
  6. Бутенко В. Н. Межличностные отношения детей в инклюзивных группах детского сада / В. Н. Бутенко. — (Психология формирования личности) // Психология обучения. — 2010. — N 10. -С. 46-56. — Библиогр.: с. 55 (7 назв.). — ISSN 1561-2457
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год