Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» |
Познание | |||
Автор: Будникова Оксана Александровна | |||
20.12.2017 05:34 | |||
Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Слайд 1 Добрый день, меня зовут Оксана Александровна, работаю воспитателем в детском саду № 80 города Дзержинска с Две тысячи десятого года. Имею первую категорию. Слайд 2 Вашему вниманию представляется компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Слайд 3 Основные условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на экране. Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности, а также дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность. Слайд 4 Наиболее актуальной задача развития познавательной активности у детей дошкольного возраста становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет решить возникшее противоречие. Слайд 5 Понятие познавательная активность может трактоваться по-разному. По мнению Маи Ивановны Лисиной, это состояние готовности к познавательной деятельности, Дина Борисовна Годовикова считает, что познавательная активность – это естественное стремление ребенка к познанию. «Метод проектов» подробно изучен и представлен в педагогической и методической литературе: М.В. Крупениной, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгера. По их мнению, проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Таким образом, пришли к выводу о возможности использования метода проектов с целью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Слайд 6 Цель педагогической деятельности сформулирована следующим образом: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования метода проектов в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Задачи педагогической деятельности представлены на экране и сформулированы на педагога, для детей же это и повышение уровня освоения основной образовательной программы в области познавательного развития, и степени выраженности познавательной активности. Слайд 7 На экране представлена ведущая педагогическая идея. Необходимо понимать, что стремление к познанию окружающей действительности заложено в каждом человеке с рождения. Но, в силу некоторых обстоятельств, познавательная активность может быть недостаточно выражена или не выражена вовсе. Очень важно, чтобы уже в дошкольном детстве у ребенка познавательный интерес был сформирован на достаточно высоком уровне. Слайд 8 На экране представлены этапы педагогической деятельности. Первый этап, начало старшей группы, позволил определить степень эффективности освоения образовательной программы в образовательной области «Познавательное развитие», уровня развития познавательной активности. Основной этап длился 2 года и включил в себя активное использование метода проектов как средства развития познавательной активности детей. Третий этап – позволил оценить результативность педагогической деятельности. Слайд 9 На первом этапе была изучена литература по проблеме, составлено перспективно-тематическое планирование применения метода проектов в старшей и подготовительной к школе группах. При выборе тематики проектной деятельности, вида проектов, способов взаимодействия с детьми и родителями, руководствовалась комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы нашего детского сада, а также особенностями участников образовательных отношений и микросреды (традиции учреждения, городские конкурсы, и т.п.) ПРИМЕНЕНИЕ Таким образом, основными видами проектов стали информационные групповые краткосрочные проекты. Каждый проект, включенный в систему состоит из 4 этапов. В работе наиболее часто использую следующие продукты проектной деятельности: выставки, участие в конкурсах, детские мини-музеи, праздники, развлечение, создание книжек-малышек. Назад ОСОБЕННОСТИ В структуре познавательной активности можно выделить 5 основных компонентов. Актуальность и новизна информации, активная позиция ребенка как инициатора познавательной деятельности, а также наглядность и занимательность материала – основные условия эффективности достижения поставленных задач. Назад Слайд 10 Результаты педагогической диагностики на начальном этапе работы – это старшая группа начало учебного года, представлены на диаграммах на слайде. Согласно данных проведенного исследования, у большинства воспитанников группы успешность освоения основной образовательной программы характеризуется низким уровнем (26%), высокий уровень отмечен лишь у 16% детей группы. При анализе данных по развитию у детей познавательной активности, выяснили, что у большинства детей познавательная активность характеризуется низкой степенью выраженности (53%). Полученные данные еще раз подтвердили необходимость и целесообразность осуществления работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Слайд 11 На экране представлены задачи и содержание деятельности педагога и воспитанников. Необходимо отметить, что усложнение в системе деятельности осуществляется через уменьшение степени инициативности воспитателя, повышение степени самостоятельности воспитанников как на этапе непосредственно реализации, так и в процессе планирования и на итоговом этапе проекта. Основными условиями эффективного развития познавательной активности является включение «знаниевого» компонента в проект, а также использование проблемных ситуаций, проблемных и спорных вопросов, создание специальных образовательных ситуаций для возникновения разных мнений по решению того или иного вопроса. Слайд 12 Также планируется содержание деятельности родителей на каждом этапе реализации проекта, но степень помощи со стороны родителей детям также уменьшается по мере взросления ребенка. Родители не только сторонние наблюдатели и техническая помощь в реализации проектов, но и активные участники обсуждений по выбору темы, способов и средств, а также продукта проекта. Слайд 13 Согласно составленному перспективно-тематическому планированию, в старшей и подготовительной группе было реализовано 13 проектов познавательной направленности, 7 из которых были разработаны с учетом тематики программы, реализуемой в группе, а также с включением методов развития познавательной активности. На экране красным курсивом обозначен планируемый результат педагогической деятельности. Проектная деятельность в старшей и подготовительной к школе группе реализуется не реже 1 раза в 2 месяца, и в ней ребенок не только участник, но и все чаще инициатор. А также дети на этом этапе уже способны оценить свой вклад в тот или иной проект. У детей формируем, кроме развития прочих, и волевой компонент познавательной активности. ГИПЕРССЫЛКА На экране представлено перспективно-тематическое планирование проектной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности. Для каждого проекта в планировании обозначена тема в соответствии с комплексно-тематическим планированием Основной образовательной программы, название и автор проекта, цель и задачи каждого проекта. Слайд 14 Работа по развитию познавательной активности осуществляется во всех формах образовательной деятельности. На занятиях у детей формируется содержательно-операциональный компонент познавательной активности, а в самостоятельной деятельности совершенствуются эмоциональный, мотивационный и компонент социальной ориентации. Но для достижения хороших результатов в работе по развитию познавательной активности посредством метода проектов, очень важно соблюдение единых требований в дошкольном учреждении и семье. Мы стараемся выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников таким образом, чтобы родители стали субъектами образовательной деятельности и помогали в реализации намеченных задач. Через устный журнал, стенды, папки передвижки знакомим родителей с ролью и развивающим потенциалом проектной деятельности, с вариантами проектов, с перспективами на будущее. И в результате, родители стали активными участниками каждого проекта, реализуемого в группе или семейных проектов. Слайд 15 Еще одно условие эффективности – создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. Метод проектов с его обязательным итоговым продуктом деятельности позволяет обогатить среду группы, сделать ее интересной ребенку, ведь он сам принимал участие в создании мини-музея, книжек-малышек и так далее. В подготовительной группе ребята сами предлагают варианты дополнения уже имеющихся мини-музеев, а также проявляют инициативу в создании новых. Слайд 16 На момент окончания старшей группы, в мае 2017 года, нами была проведена повторная педагогическая диагностика по тем же двум направлениям, что и на момент начала первого года обучения. Диаграмма иллюстрирует положительную динамику освоения основной образовательной программы по направлению познавательного развития. У 86% детей группы эффективность педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» характеризуется высоким уровнем, а процент детей с низким уровнем эффективности педагогических воздействий по направлению «Познавательное развитие» равен нулю. Слайд 17 Данная диаграмма иллюстрирует положительную динамику развития степени выраженности познавательной активности воспитанников. Так, на начало работы, познавательная активность у 53% детей группы характеризовалась как слабо выраженная. На момент окончания старшей группы данный процент снизился до 13%. На момент выпуска в школу высокая степень выраженности познавательной активности отмечалась у 86% детей группы. Сравнительный анализ данных позволил сделать вывод об эффективности использования метода проектов в работе по познавательному развитию детей в целом и по повышению степени выраженности познавательной активности. В ходе наблюдения также заметили, что дети стали легче включаться в поисково-исследовательскую деятельность, процесс мотивации к образовательной деятельности познавательного характера стал занимать намного меньше времени, ребята стали проявлять инициативу в расширении своих представлений в той или иной теме. Также родители стали выступать инициаторами планирования новых проектов, взаимодействие с семьями воспитанников вышло на новый уровень – полного включения родителей в жизнь ребенка в детском саду. Сайд 18 Пути и способы трансляции практических достижений педагогического опыта представлены на экране. Данный опыт может быть интересен и воспитателям групп общеразвивающей направленности, и даже родителям детей, у которых есть необходимость в развитии познавательной активности. Слайд 19 В перспективе вижу необходимость создания системы работы по использованию метода проектов во всех направлениях развития детей: через создание картотеки проектов, через анализ имеющегося опыта, в том числе коллег в сетевом педагогическом сообществе. Также планирую составить программу взаимодействия с семьями воспитанников на основе реализации проектов по работе с семьей и непосредственно семейных проектов. Слайд 20 На слайде представлен список используемой литературы и интернет-ресурсов по проблеме. Завершить выступление мне бы хотелось высказыванием педагога и психолога Шалва Александровича Амонашвили «Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». Слайд 21 Спасибо за внимание! Для себя по диагностике: Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов. Качественный анализ:
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности. Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
|