«Методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Прокопенко Галина Васильевна | |||
18.10.2017 10:24 | |||
«Методические рекомендации по проведению экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира. Большую роль играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Это дает возможность педагогу:
Эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает их как собственные.
Большое значение экспериментирование имеет для развития ребёнка и поэтому просто необходима лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами и даёт возможность:
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Проводятся эксперименты небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей по 2-3 эксперимента (в зависимости от сложности):
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Образовательная деятельность в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием, правилами поведения. После проведений экспериментов у детей особенно старшего дошкольного возраста, возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, откуда звук в телевизоре и многое другое. Торопиться с ответом не надо, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети охотно обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Лаборатория должна быть оснащена разнообразным оборудованием и материалами для проведений экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста:
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Экспериментирование оказывает влияние на:
Дети получают правильное представление об окружающем мире. Такие эксперименты помогают детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Детское экспериментирование надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадок. Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путем. Ребенка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку. Список литературы:
|