Конспект НОД по теме «Насекомые» в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (4-7 лет) |
Познание | |||
Автор: Юшкова Ольга Вячеславовна | |||
15.04.2017 12:43 | |||
Конспект НОД по теме «Насекомые» в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (4-7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Пчелка» города Балашова Саратовской области» Учитель-дефектолог: Юшкова О.В. Воспитатель: Балакирева Н.А. 2016-2017 учебный год Цели: создать условия для формирования у детей представлений о насекомых, об их вреде и пользе для природы и человека. Задачи: - Коррекционно-развивающие:
- Коррекционно-образовательные:
- Коррекционно-воспитательные:
- Здоровьесберегающие: Динамическая физминутка, упражнение для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, теневой театр, план – схема, предметные картинки, карточки с загадками, карточки с цифрами, бабочки и их «тень», картина полянки. Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление. Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Ход НОД: Организационный момент. Дефектолог: — Ребята, какое у вас настроение? Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Побежит тепло по кругу – мы добро подарим другу. (передают друг другу улыбку) Основная часть. 1. Д. – Ребята, какое сейчас время года? (весна) Расскажите про весну. Что происходит весной в природе? (выросла трава, появились первые цветы, солнце греет сильнее, прилетели перелетные птицы) - Давайте посмотрим в наше волшебное окно, кого мы там увидим? (теневой театр- угадывают по силуэту: бабочку, стрекозу, муравья, пчелу, комара, жука, кузнечика, муху) - Как назвать одним словом всех, кого мы увидели? (насекомые) - А вы знаете, для чего нужны насекомые? (они опыляют растения, разносят семена, служат кормом для птиц, пчелы делают мед) - Хотите узнать больше о насекомых? (да) Для этого нам нужно отправиться на прогулку в лес и выполнить все задания. А чтобы не заблудиться в лесу, у нас есть вот такая карта-схема. (схема с цифрами. По группе расставлены таблички с цифрами и заданиями.) - Отправляемся. Будьте внимательны, кругом лес, тропинка узкая и нужно идти друг за другом, чтобы не потеряться. 2. Д.- Вот и первая полянка. (читает задание на карточке) Нужно найти всех насекомых. (предметные картинки птиц, зверей и насекомых- насекомых прикрепляем на магнитную доску) - Давайте повторим названия этих насекомых. (дефектолог показывает, дети хором называют) - По каким признакам можно определить, что это насекомые? Что у них общего? (у них есть голова, брюшко, шесть ног, крылья) Молодцы. 3. –Идем на следующую полянку. Какая там цифра? (2) Задание: ждите гостей. (заходит Лунтик) Лунтик- Ребята, мне нужна ваша помощь. Весна давно пришла, а мои друзья-насекомые до сих пор не проснулись. Мне так грустно и одиноко. Я нашел домики, где они спят, но открыть их не получается. Здесь еще есть письмо от Снежной Королевы. Это она заколдовала моих друзей. (читает) Чтобы колдовство исчезло, нужно отгадать загадки и правильно открыть домики. Поможете мне, ребята? (да) Дети отгадывают загадки и открывают домики с частью изображения насекомого. Называют, кого нашли: — Я нашел бабочкУ, стрекозУ… 1) Маленький вертолет летит назад и вперед. У нее большие глаза. А зовут ее … (стрекоза) 2) Прыгает пружинка, зелененькая спинка. С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик) 3) Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск и мед Людям всем она мила, а зовут ее … (пчела) 4) Она легка, красива, изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок, и любит пить цветочный сок. (бабочка) 5) Всех жучков она милей, спинка алая на ней. А на ней кружочки-черненькие точки. (божья коровка) Лунтик- Вот спасибо, ребята, что освободили моих друзей. До свидания, мы уходим в свою сказку. Д.- Молодцы, ребята. Хорошо, что вы помогли Лунтику. Теперь ему не будет одиноко и скучно. Отправляемся дальше? Какая следующая цифра? (3) 4. Д.- А сейчас поиграем в игру «Найди по звуку». Слушаем звук и показываем, кто его издает. (аудиозапись со звуками насекомых, показываем на доске). -Какой звук издает жук? (жужжит), комар (пищит, звенит), кузнечик (стрекочет). - Молодцы. Справились с заданием. Идем дальше. 5. Физкультминутка. (цифра 4) Д.- Здесь есть две карточки – пчела и комар. Будьте внимательны, когда я подниму карточку с пчелой – вы превращаетесь в пчелок – летайте и жужжите, а когда подниму карточку с комаром – звените, как комарики. ЖЖЖ – язык вверх, ЗЗЗ – язык вниз. (3-4 раза) 6. Д.- Следующая полянка с цифрой 5. Читаем задание: Посчитайте насекомых и найдите нужную цифру. Картинка с насекомыми. Вызывается по одному ребенку. Один считает бабочек, другой жуков, третий стрекоз. Находят соответствующую цифру и проговаривают – согласование числительных и существительных. 7. Д. –Вот и последняя полянка. Какая здесь цифра? (6) Задание: Помогите бабочкам найти свою тень. (Каждому ребенку достается бабочка и по — очереди они накладывают их на свои «тени») - Мы выполнили все задания и можем отправляться обратно в садик. Идем друг за другом и считаем в обратном порядке- 6,5,4, 3, 2, 1. Д. – Мы вернулись из путешествия, здравствуйте Н.А. 8. Д.- Ребята много узнали о насекомых и вам сейчас расскажут. Задание: Закончи предложение. Я начну, а вы кончайте. Слова верно подбирайте. Жук большой, а комар… (маленький) Гусеница ползает, а бабочка… (летает) Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье) Божья коровка красная, а кузнечик… (зеленый) У птиц две лапки, а у насекомых… (шесть) Пчелы из нектара делают… (мед) - Молодцы, все правильно. Воспитатель: — А я приготовила для вас вот такую картину. Что на ней изображено? (небо, облака, цветы, бабочка) - Сколько бабочек на картине? (одна) - Как вы думаете, ей весело или скучно? (скучно, потому что нет друзей) - Давайте пустим на полянку других насекомых, чтобы бабочка не скучала. Но сначала давайте разомнем наши пальчики. Проводится пальчиковая игра «Пчела»: Прилетела к нам вчера полосатая пчела. (делают маховые движения кистями рук) А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, Два жука и стрекоза, (загибаем пальцы, начиная с большого). Как фонарики глаза. (Делаем кружки из пальцев, подносим к глазам), Пожужжали, полетали (машем ладошками), От усталости упали (роняем ладони на стол). (наклеивают насекомых) - Молодцы. Какая у нас получилась полянка? (красивая, радостная) Итог НОД. Воспитатель. — Ребята, расскажите, где вы были, что делали, кого видели? Дети рассказывают с опорой на карточки с символами каждого задания. (показывает и помогает дефектолог) В.- Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Можно их трогать? (нет) Почему нельзя их обижать? (они живые, приносят пользу) А каких вы знаете вредных насекомых (комар, муха – они разносят грязь и болезни, кусают животных и людей) Что произойдет с природой, если исчезнут все насекомые? (исчезнут и растения и птицы) Какой вывод можно сделать? (нужно беречь природу и не обижать насекомых)
|