Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» |
Познание | |||
Автор: Гапонова Татьяна Михайловна | |||
22.09.2016 21:36 | |||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» Программные задачи: Познакомить детей с образом жизни наших предков; формировать понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей; расширить и обогатить словарь детей новыми словами (печь, ухват, чугунок, рушник, прялка, веретено, сундук), а также за счет малых фольклорных форм: пословиц, поговорок загадок; воспитывать любовь к своей Родине, ее истории, культуре, народу. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие; Предварительная работа: беседы по теме; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций по теме. Материалы и оборудование: макет русской избы с предметами быта русского народа, тесто, каравай (или сдобный хлеб) для сюрпризного момента). НОД Дети сидят полукругом. Воспитатель спрашивает: - Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России). Какое красивое название у нашей страны. Вспомните, откуда взялось такое название? (Давно в нашей стране жили люди с русыми волосами, их называли русичами, а страну Русью или Росью. От этого слова и произошло название Россия). А может быть, слово Россия связано со словом роса такая же светлая, чистая… Послушайте стихотворение … «За ясные зори, умытые росами. - Ребята, а какие страны вы еще знаете? (Ответы детей) - Молодцы! Скажите, кто живет во Франции? (Французы). Правильно. А в Англии? (Англичане). Верно. А мы живем в России, значит мы…? (русские) Правильно ребята. Россия – наша Родина. А как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились, где мы живем). Верно. Есть даже такая пословица: «Где родился, там и пригодился». Вспомните и вы пословицы о нашей Родине, о России. (дети вспоминают пословицы о Родине) Наша страна большая. В ней много красивых городов, сел, деревень. А мы живем в городе или в деревне? (В городе). А почему вы так думаете? (Ответы детей). Поднимите руку у кого дома есть телевизор? А холодильник? А у кого по вечерам горит свет? Мы даже себе не представляем, чтобы этого всего у нас не было, верно? Как вы думаете всегда так было? (Ответы детей). Чтобы нам не гадать я предлагаю заглянуть в прошлое и посмотреть как жили люди в старину. Поможет нам ковер – самолет. Но до него нам надо дойти. Физминутка. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, Сядем на ковер мы — самолет Воспитатель (одетый в русский костюм): - Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые. Я хозяйка этой горницы Настасьюшка. Проходите, располагайтесь поудобнее. Осмотритесь. Что вы видите в моей избе? (Печку, сундук, лавки). Но самое главное в моей избе… (пауза) Летом спит, Что это такое? (Печка) Скажите, зачем она нужна? (Готовить, печь хлеб, греться, отапливать избу, спать, сушить одежду, разные травки и т. д.). Без печки не представляли себе жизни. И в народе о ней пословицы и поговорки складывали. Я знаю такую: «Догадлив тот хозяин, что на печи избу поставил». А вы знаете? (ответы детей). Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. - В каких сказках встречались мы с печкой? Дети вспоминают. Например: печка прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю, в печке прячется козленок от волка, Колобка испекли в русской печи. Молодцы! Но пока мы с вами разговаривали, тесто мое подошло, пора его в печь сажать. А поможет мне этот предмет. (Воспитатель показывает детям лопату). Он помог и бабушке из сказки достать колобка из печи. Что это такое, на что похоже? (Ответы детей). Этот предмет так и называется лопата. А чтобы хлеб удался, надо сказать такие слова: Жарко мы натопим печку. (потирают ладони) Воспитатель вызывает одного ребенка и вместе с ним «сажает» тесто в печь. Воспитатель: -Хлеб сидит у нас в печи, нам сварить осталось щи. -Ребятушки, а в чем варятся щи? (В чугунке). Правильно. Но чтобы поставить чугунок в печь нужно воспользоваться таким предметом (воспитатель демонстрирует ухват) Может быть кто-то знает, как он называется? (Ухват). А без ухвата нельзя поставить? (Нет, можно обжечься). Верно, ухват нужен для того, чтобы печной жар руки не обжег. Ну вот, обед у нас в печи. Теперь можно и рукоделием заняться. А рукоделие – это что такое? (То, что делают руками: шитье, вышивание, вязание). А из чего вяжут вещи? (Из ниток). А нитки где берут? (Нитки прядут прялкой или веретеном). Поможете мне ниток напрясть? Спасибо. А чтобы работа спорилась давайте скажем добрые слова: Ты крутись, крутись, крутись, -Ниток мы напряли. Что с ними можно сделать? (Связать из них варежки, носочки, кофточки). Правильно. А где в моей избе можно хранить эти вещи? Куда их можно положить? (В сундук). Молодцы! А сундук для чего еще может пригодиться? (На нем можно сидеть и даже спать). - Вот и хлеб наш готов. Как же нам достать его из печи? (Надо взять лопату, вынуть хлеб из печи и положить его на рушник, длинное вышитое полотенце). -Много мы дел сегодня сделали. Назовите их (хлеб испекли, обед сварили, ниток напряли.). - Пора и отдохнуть. Становитесь, будем хоровод водить. Дети вместе с воспитателем водят хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла». (Звучит музыка). Воспитатель: - Слышите, знакомая музыка зовет вас в дорогу. Но по старой русской традиции я не могу отпустить вас без гостинца. Возьмите каравай из русской печки. (Воспитатель подает каравай одному ребенку). Дети садятся на ковер — самолет и закрывают глаза. Рефлексия - Где вы были? Что видели? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
|