Конспект занятия «Лесные модники» |
Познание | |||
Автор: Демина Елена Ивановна | |||
23.09.2016 20:37 | |||
Конспект занятия «Лесные модники» ГБУ СО СРЦ «Возвращение», 3 здание г. Саратова Деминой Елены Ивановны, воспитателя отделения социальной реабилитации Коррекционная цель: Уточнить представления детей о разновидностях грибов, их строении, условиях роста, о том что грибы бывают съедобные и несъедобные. Задачи:
Форма проведения: групповая беседа, организация классическая.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы: поисковые вопросы, введение «героя», оценка героя, дидактическая игра, демонстрационный иллюстративный материал (рисунки, картинки), художественное слово. Предшествующая работа: цикл наблюдений на прогулке за грибами. Дид. игры: «Найди пару», «Назови гриб», «Съедобные — несъедобные». Заучивание стихов Е. Алексеевой «Подосиновик», «Сыроежки», «Опята», «Белый гриб». Рассматривание картинок из альбома «Грибы». Беседы на тему: «Правила сбора грибов» (Ввести и обосновать правила личной безопасности). Отгадывание и придумывание загадок о грибах. Чтение научной литературы: «Что такое, Кто такой» (детская энциклопедия), детской литературы: А. Стрижев «Сбор грибов», «По грибы», Ю. Дмитриев «Дождевик». Оборудование: Картинки с изображением различных грибов, фланелеграф, гриб — боровик большой с нарисованными глазами и ртом. Оборудование для дид. игры, конверт с письмом, сундучок, макеты с грибами и лесом, в котором гриб произрастает, муляжи грибов. Ход занятия: Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр почтальон принёс письмо и посылку. В посылке находился этот сундучок, но открыть я его не смогла. Может быть, письмо нам поможет узнать, что находится внутри? - Показываю детям конверт, читаю: «Здравствуйте, ребята! Вы узнаете, что лежит в сундучке, если отгадаете слово по первым звукам слов на рисунках. (Дети отгадывают ребус) Давайте рассмотрим первый рисунок и назовём слово — груша. С какого звука начинается слово груша? (Со звука Г). - Рассмотрим второй рисунок и назовём слово — рыба. С какого звука начинается слово рыба? (со звука Р) и т.д. А теперь назовём все первые звуки слов на рисунках. Какое слово получилось? (ГРИБ). - Что же спрятано в сундучке? (Гриб) - Ребята, посмотрите, а сундучок открылся! Показываю гриб из картона с глазами, бородой, ртом, носом. - Гриб: «Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Как меня зовут? (Гриб — боровик) — Как ещё меня называют? (Белый гриб, царь грибов. В разных местах по- разному: глухарём, коровятником, медвежатником). - Дети знают о тебе стихотворение: «Белый гриб — боровик - Гриб: «Я пришёл к вам неслучайно. Хочу узнать, что вы знаете обо мне и о моих подданных — грибах. От слова — гриб образуется много других слов. Давайте назовём похожие слова». (Гриб, грибной, грибник, грибница, грибочек, грибище, грибоед и т.д.) - Гриб: «Нет, грибные имена Не кричат «опять!» опята, - Как вы думаете, кто дал названия грибам? Почему белый гриб так называется? (После сушки цвет белого гриба не меняется, а все остальные грибы темнеют). - Какие грибы вы знаете и почему люди их так назвали? (Поганка, подосиновик, подберёзовик, дубовик, мухомор, сыроежка, рыжик и т.д. — дети объясняют происхождение этих слов). - Гриб: «Молодцы, дети, названия грибов вы знаете! Я принёс волшебные картинки» (Выставляю экран — систему настоящее время). - «Вот первая волшебная картинка, которая поможет вам узнать обо мне всё!» Это гриб — боровик! - Из каких частей он состоит? (Выставляю экран подсистему настоящее время) (Шляпка, ножка, грибница, гименофор, кольцо). - Что такое грибница? Сколько она живёт? (Гриб живёт короткое время, а нити грибницы 100 лет). - Как нужно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу? (Грибы нужно срезать ножом). - Где растёт гриб — боровик? (В еловых, сосновых лесах, в широколиственных и в негустых берёзовых рощах). (Выставляю экран — надсистему настоящее время) - Как вы думаете, все ли грибы имеют строение, как у боровика? (у дождевика нет ножки). А выглядят грибы одинаково? (Нет) Гриб — боровик принёс рисунки и фотографии своих друзей и хочет узнать, умеете ли вы различать грибы. (Выставляю картинки с изображением грибов). - Загадываю загадку: «Под берёзкой старичок На нем бурый колпачок» - Как вы узнали, что это подберёзовик? - (Растёт под берёзой, шляпка бурого цвета). Кто вспомнит ещё загадку об этом грибе? - Ребёнок: «Я родился в день дождливый Под берёзкой молодой Круглый, гладенький, красивый, С ножкой длинной и прямой». - Найдите изображение подберёзовика и поставьте рядом с боровиком. (Реб. выполняет задание). - Давайте составим рассказ о подберёзовике по такому плану: «Как выглядит?; Где растёт?; Какой на вкус?» (Дети рассказывают). -Кто загадает загадку о другом грибе? Ребёнок: «Я в красной шапочке расту -Дети находят подосиновик и выставляют на фланелеграф. - Расскажите о нём так же, как о подберёзовике. (Дети составляют приблизительный рассказ: «Подосиновик бывает с красной, буровато — желтой или белой шляпкой. Ножка у него серая, тонкая. Растёт во влажных смешенных или сосновых лесах). Крупные грибы лучше не собирать, они сгнивают ещё в корзинке. - Какую ещё загадку вы знаете? Ребёнок: «Вдоль лесных дорожек Не мешкай, — это … (Сыроежки)». Ребёнок: «Нет грибов дружней, чем эти, - Расскажите об опятах. (Дети рассказывают). Физ — минутка: Слышите песенку, как она называется? (Рыжий — рыжик). - Давайте потанцуем под весёлую музыку! - Можно ли есть грибы, о которых мы рассказали? Как называются такие грибы? (Съедобные). - Какие ещё бывают грибы? (Несъедобные). - Почему их нельзя есть? Отгадайте загадку: «А вот кто-то важный - Почему его так назвали? Значит, он не приносит пользу, кому он нужен? (Мухоморы едят лоси, белки и сороки. Лоси проглатывают их целиком, иногда по нескольку штук. Зачем? Оказывается мухоморы для лосей — лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так!). - Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? (Ответы детей) - Расскажите о самом опасном грибе, как он называется и почему так опасен? (Дети рассказывают всё, что знают о бледной поганке) Давайте поиграем в игру: «Что в корзину соберу?». (Дети выбирают изображения съедобных грибов и «кладут» их в корзину, а ядовитые оставляют в лесу, объясняя почему). - Боровик хочет раскрыть вам секрет. Знаете ли вы, чем был гриб раньше? (Показываю экран — систему прошедшее время). - Посмотрите, каким маленьким был белый гриб раньше. Как, откуда он появился? (Выставляю экран — подсистему прошедшее время) - Какое строение у маленького гриба? Грибы размножаются спорами. Споры — это мелкие, как порошок, частицы — клеточки, видимые только в микроскоп. Споры расположены у белого гриба на нижней стороне шляпки. Эта часть гриба называется гименофор. (Выставляю картинку со спорами) Споры разные по форме. У белого гриба они вытянутые, у бледной поганки круглые и т.д. В период развития грибные споры в больших количествах летают в воздухе и попадают в почву. Там они образуют микоризу (связь с корнями деревьев. В переводе с греческого Микос — гриб, Риза — одежда). На грибнице появляется маленькое тело гриба, оно ещё в земле. Вскоре оно развивается и «вылезает» на поверхность. (Рассказ сопровождаю показом картинок). Почему грибам нужно дерево? (Деревья и грибы дружат. Грибница посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями, а дерево даёт грибам органические вещества — витамины, гормоны. Они получают их в готовом виде от деревьев или древесины и лесной подстилки). - Если мы говорим о прошлом времени гриба, то что было до того, как появился лес, в котором обитают грибы? (Выставляю надсистему прошедшее время) - Это молодая поросль или молодой лесок. (Открываю экран- систему будущее время) - Это гриб молодой или старый? Почему? Как вы догадались? (Он неприятного цвета, лопнувший и т.д.). Почему говорят, что малый и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится, но нужен для размножения). - Сколько дней живёт гриб, а грибница? Вспомните пословицы о грибах. «Крепко поспал — гриба не видал», «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый, да ленивый идёт после за крапивой». Почему так говорят? - Как правильно нужно собирать грибы? (Собирать нужно только те грибы, которые ты знаешь. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы обходите стороной.) - Как вы думаете, каким станет лес через 100 лет? (Выставляю экран — надсистему будущее время) - Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что хорошего вы узнали о грибах? Почему их едят животные, птицы, люди? (В грибах есть растительный белок, необходимый для нормального роста). Какие блюда можно изготовить из грибов? Грибы помогают деревьям — высасывают из земли яды. Что плохого в грибах? (Ими можно отравиться. Если это случилось, то до приезда скорой или прихода врача, нужно принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовки, много пить). - Как продлить жизнь гриба? (Его можно сфотографировать, нарисовать, сделать муляж или игрушку в виде гриба из дерева, стекла (на ёлку) и т.д. Подвожу итог вместе с детьми, нахожу нужные слова для каждого ребёнка, нацеливаю на дальнейшую деятельность. Список использованной литературы:
|