Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»
Познание
Автор: Кашапова Елена Михайловна   
21.02.2016 16:19

Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детскеий сад 3№ 21» Кашапова Елена Михайловна г. Лысьва Пермский край

Ребёнок черпает свои представления об окружающей его среде с помощью анализаторов: слухового, зрительного, обоятельного, осязательного и вкусового. При этом словом он закрепляет представления, полученные сенсорным путём. В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребёнка. Сенсорное и речевое развитие детей происходит в тесном единстве, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

 

Скачать конспект

Я поставила перед собой цель: найти новые пути развития творческого воображения и речемыслительной деятельности. Знание о том, что важное место в гармоничном развитии ребёнка занимает развитие всех органов чувств, в частности- осязательных, помогло мне сформулировать задачи предстоящей работы:

  1. На основе развития тактильных ощущений формировать творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связную речь, умение пересказывать.
  2. Развивать тактильную память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
  3. Учить детей находить точные слова для определения своих ощущений.

Свой выбор я остановила на тактильных дощечках. Это обыкновенные брусочки размером 6 х10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. Они покрываются различными материалами (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность: твёрдую, мягкую, ворсистую, шероховатую, ребристую и т.д.

Всю свою работу я разбила на три этапа:

1. На первом этапе, целью которого было познакомить детей с дощечками, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, использовала такие приёмы, как

  • Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
  • Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
  • Обучение приёмам обследования
  • Нахождение дощечки по описанию
  • Описание заданной дощечки.

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

Второй этап моей работы имел цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я давала детям задания:

  • Найди такую же дощечку
  • Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
  • Найди дощечку, похожую на котика
  • Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
  • Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
  • Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную
  • Разложи дощечки по сюжету.

На третьем этапе работы учила детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просила давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь использовала такие приёмы, как:

  • Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т.е. по ходу рассказа дети выкладывали друг за другом дощечки. Составляли «неподвижные» и «подвижные» рассказы.
  • Следующий приём: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам
  • Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
  • И, наконец, просила детей составить рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» я выясняла, почему ребёнок выбирает именно ту или иную дощечку, это давало мне возможность определить, понимает ли ребёнок задание, а также оценить его эмоциональное состояние.

Во время месячника, посвящённого семье, в детском саду я предлагала детям изобразить дощечками свою семью, при этом старалась выяснить, почему каждому члену семьи соответствует выбранная ребёнком дощечка.

Также предлагала детям:

  • Выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям
  • Показать дощечку, которая по мнению ребёнка, подходит к его настроению и т.д.

Последовательное прохождение всех этапов, использование всех приёмов, а также творческий подход к выбору и составлению предложений и рассказов, помогли развить у детей эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, обогатили их речемыслительную деятельность, а, следовательно, окажут в будущем плодотворное влияние на их развитие в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год