Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Моя страна — Казахстан». |
Познание | |||
Автор: Жалмурзина Гульмира Кожгалиевна | |||
02.11.2015 09:34 | |||
Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Моя страна — Казахстан». (старшая группа) Цель:
Материалы: карта Республики Казахстан; маленькая карта Республики Казахстан; карточки-билеты; иллюстрации и фотографии достопримечательностей Астаны; наборы гербов и флагов; фотографии животных; иллюстрации «Природные зоны Казахстана»; карточки для игры «Где чей дом?»; листы с изображением халатов, наборы казахских орнаментов; модули – цветы; указка, магниты, лист А3 со стебельками. Ход урока. І. Ситуация успеха. - Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз, но вы должны его найти. Вы будете искать, а я – играть на металлофоне. Чем громче звучит металлофон, тем ближе вы находитесь к сюрпризу. (Находят куклу в казахском национальном костюме). - Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете? - Давайте поздороваемся с куклой. - Сәлеметсің бе. - Давайте спросим у куклы, как ее зовут? - Сіздін атыңыз кім? - Менім атым Сауле. - Куклу зовут Сауле. Она приглашает вас в путешествие по нашей стране – Республике Казахстан. Во время путешествия мы познакомимся со столицами Республики Казахстан, с государственной символикой, с природой нашей страны, животными, населяющими Казахстан, с орнаментами, которые используются для украшения одежды. - Как вы думаете, что это за картинка? Это карта нашей Республики. Посмотрите, какая большая у нас страна. Как много в ней городов и сел, гор, степей и лесов, рек и озер. И даже моря есть. Мы с вами живем вот здесь. (Показ на карте). - Как называется наш город? (Петропавловск) ІІ. Основная часть. 1). — Ребята, а как можно путешествовать? (пешком, на машине, на поезде, на самолете) - Вот и мы с вами вначале отправимся в путешествие на поезде. Но чтобы сесть в поезд, нам нужно приобрести билеты. Подходите к кассе. Встаньте в очередь, и приобретите себе билет. На каждом билете обозначен вагон и место, на котором пассажир доедет до своего города. На ваших билетах тоже обозначены места. Найдите свой вагон, и займите свои места. - Почему сели именно в этот вагон? (На столах – иллюстрации хвойного, лиственного лесов и цветочной поляны; на билетах – соответствующие картинки). Вывод: в Казахстане очень богатая природа, есть хвойные и лиственные леса, горы и степи, разнообразная растительность, поэтому и вагоны у нас такие разные. 2). — Все нашли свои места? Садимся поудобнее. Наш поезд отправляется. - Сауле, а куда мы едем? - Мы едем в главный город нашей страны – в северную столицу. Ребята, а как называется северная столица нашей Родины? (Астана). Верно. Астана находится на севере Казахстана. Вот здесь. (Показ на карте). - В Астане расположено здание Парламента Республики Казахстан, Дворец Президента, комплекс Байтерек и много других достопримечательностей (показ иллюстраций). В Парламенте заседают депутаты, которые принимают разные важные законы, для того, чтобы казахстанцам хорошо жилось. - Кто стоит во главе нашего государства? Верно, Президент. А как зовут нашего президента? (Н. А. Назарбаев). - У каждого государства есть своя государственная символика – гимн, герб, флаг. - Как вы понимаете, что такое символика? (ответы детей). - Сколько на Земле стран, столько гимнов, гербов и флагов. У Казахстана тоже есть свой гимн, герб и флаг. Гимн – это особая песня. Гимн исполняют в очень торжественных случаях. А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Наш герб и флаг». Дидактическая игра «Наш герб и флаг». (Работа в парах) Выбрать из набора гербов и флагов разных стран герб и флаг Республики Казахстан. Вопросы: 1.Какого цвета флаг? Какой еще цвет присутствует на флаге? 2. Что изображено на флаге? 3. Что изображено на гербе? - Жарайсыңдар! Молодцы! Все справились с заданием! Вывод: итак, северная столица Казахстана – Астана. Главой Республики Казахстан является Президент. Зовут нашего Президента Н.А. Назарбаев. у Казахстана есть своя государственная символика – гимн, герб, флаг. 3). – А сейчас мы с вами отправляемся в южную столицу нашей Республики. - Как называется южная столица? (Алматы). Верно. А чтобы было быстрее, мы полетим туда на самолете. 4). Физминутка «Самолеты». Самолеты загудели — вращение согнутых в локтях рук перед собой Самолеты полетели — руки в стороны, поочередные наклоны в стороны На полянку тихо сели — присесть, руки к коленям Да и снова полетели. 5). Конфликтная ситуация - Итак, мы прилетели в южную столицу нашей Родины – г.Алматы. (Показ на карте). - А как вы думаете, что обозначает слово «Алматы»? - Как переводится с казахского слово «алма»? (яблоко) - Как переводится с казахского слово «ата»? (дедушка). - Значит как можно перевести с казахского языка название города Алматы? (дедушка яблок). - Такое название город получил за огромные яблоневые сады, растущие вокруг города и за вкусные ароматные яблоки из этих садов. 6). – В г.Алматы мы с вами посетим Алмаатинский государственный зоопарк. Как много здесь живет разных птиц и животных. (показ фотографий). В природе они живут в различных климатических зонах и никогда не встречаются друг с другом. А в зоопарке белый медведь живет рядом со львом, а рысь – недалеко от обезьян. И сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Где чей дом?». Дидактическая игра «Где чей дом?». (КРР) Расселить животных в места их обитания: животные Казахстана и Африки. - Кто из животных живет на территории Казахстана? Вывод: мы еще раз закрепили, какие животные живут на территории Казахстана. 7). Энергоджайзер. - Жарайсыңдар! Молодцы! Все справились! Давайте себе хлопнем 3 раза: бір, еқі, үш. 8). И снова в путь. Мы с вами летим в наш областной центр – г.Усть-Каменогорск. (Показ на карте). Здесь мы посетим областной краеведческий музей. Вы знаете, что мы живем в многонациональном государстве. - Люди каких национальностей живут в Казахстане? (ответы детей). - У каждого народа свои традиции и обряды, своя национальная одежда. И украшают эту одежду тоже по-разному, своими национальными узорами. В музее регулярно проводятся выставки национальной одежды и работники музея предлагают вам украсить казахский национальный халат «шапан» орнаментом. Но использовать вы должны только элементы казахских узоров. Итак, играем в модельеров. Игра «Подбери узор». (КРР) Из предложенных орнаментов выложить узор на халате. Взаимопроверка команд. - Какие красивые шапаны получились! Жарайсыңдар! Молодцы! Оцените работу своих товарищей! - Чем вы украшали шапаны? (казахскими национальными узорами). Вывод: для украшения казахской национальной одежды используют элементы казахских орнаментов. 9). «Дорога домой». - Где мы сегодня с вами только не побывали, чего только не видели. Но, пора возвращаться домой. Спасибо тебе, Сауле, за интересное путешествие. 10). Рефлексия. Выкладывание кластера. - О чем говорили на уроке? - Что понравилось? 11). Самооценка. 12). Итог занятия. От южного Урала до Алтая, Где расцветает в яблонях весна, Лежит страна, от солнца золотая, Раз в 10 больше Англии она. Свободен, величав и первоздан, Звезде подобный, средь земель и стран, Кюй-счастье ты наигрываешь звонко, Родной мой лучезарный Казахстан! Воспитатель Жалмурзина Гульмира Кожгалиевна ТОО «Ашык Аспан-2»
|