Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в музей» |
Познание | |||
Автор: Ершова Елена Викторовна | |||
16.10.2015 22:46 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в музей» Выполнил: Ершова Елена Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории. МАДОУ «Детский сад №45 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. Задачи: Расширять знания детей об историческом прошлом родного края: условия жизни, занятия, орудия труда. Сравнить, каким был Коми край в прошлом и каким стал в настоящее время. Уточнить представления детей о полезных ископаемых, добываемых в Коми крае; о коми национальной одежде, о коми орнаменте и о предметах коми декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважение к коми народу, интерес к быту прошлого. Предварительная работа: чтение коми народных сказок; знакомство с коми орнаментом; рассматривание предметов коми национального костюма; беседы об истории Коми края; посещение музея. Материалы: иллюстрации с видами Коми края в прошлом и настоящем времени; иллюстрации: охотники; рыболовы; орудия труда: деревянная борона, соха, плуг; карточки-схемы (полезные ископаемые); две куклы, предметы коми национальной одежды для кукол; карточки-символы (коми орнамент).
Ход занятия: 1. Воспитатель. В нашем детском саду объявили конкурс на лучший коми уголок. Для уголка нам нужно оформить альбом об истории Коми края. История Коми края это что? Дети. Это прошлое Коми края, то, что было до настоящего времени. Воспитатель. Где мы можем узнать об истории Коми края? Воспитатель. Давайте мы с вами отправимся в Исторический музей. В каждом зале музея мы будем оформлять страницу для нашего альбома. 2. Воспитатель. Первый зал – исторический. В этом зале мы узнаем, как раньше жили люди. Посмотрите на картину. Как вы думаете, почему в прошлом Коми край назывался «медвежьим углом»? Дети. Это был глухой, отдаленный от больших городов край. Воспитатель. В основном жили в этом северном крае крестьяне. Кто такие крестьяне? Дети. Это сельские жители, занимающиеся земледелием и разведением домашних животных. Воспитатель. Расскажите, как крестьяне обрабатывали землю, сеяли хлеб? Дети. Не было современных машин, обрабатывали землю деревянными орудиями: сохой и бороной. Воспитатель. Чтобы кое-как прокормить семью крестьяне отвоёвывали землю у тайги. Что это значит? Дети. Они вырубали леса и разрабатывали новые участки, чтобы вырастить урожай для семьи. Воспитатель. Как ещё крестьяне добывали себе пищу? Чем занимались? Дети. Крестьяне занимались охотой, рыболовством. Воспитатель. Почему? Дети. Вокруг окружали леса, люди селились около рек. Воспитатель. Трудно жилось коми крестьянам в старину, чтобы прокормить семью они занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством. Воспитатель. Назовите коми народные сказки, в которых говорится о жизни и занятиях коми крестьян. Дети. «Пера — богатырь», «Яг – Морт», «Бурморт», «Охотник и Чукля», «Марпида – царевна» и др. Воспитатель. Отберите фотографии для нашего альбома о жизни и занятиях коми крестьян. 3. Воспитатель открывает фотографии с видами современных городов Коми края. Дидактическая игра «Что изменилось?» Воспитатель. А теперь давайте сравним, как изменился Коми край в наши дни. Я начну рассказывать, а вы продолжите: - В старину люди жили в деревянных домах, без электричества, а сейчас мы живём… (в красивых благоустроенных квартирах с холодной и горячей водой, с паровым отоплением…). - В старину кругом были таёжные просторы и непроходимые болота, дорог не было, а в наши дни… (по всей Республике пролегли железные и автомобильные дороги; в городах – широкие благоустроенные улицы). - Издавна Коми край славился древесиной, пушниной, рыбой, а в наше время, что ещё научились добывать люди? (Со временем люди научились добывать полезные ископаемые). Какие? (Уголь, нефть, газ и др.) Воспитатель. Что научились делать люди из древесины? Воспитатель. Отберите для следующей страницы нашего альбома карточки – символы: чем богат наш край. (На странице – карта Коми республики). Воспитатель. Итак, мы оформили ещё одну страницу в нашем альбоме символами, которые говорят, что наш край богат лесами, пушными зверями, рыбой, полезными ископаемыми. 4. Физкультминутка. Воспитатель. Скажите, как называется жилище у северных коми? Отгадайте загадку: В доме лишь одна стена. Очень круглая она. До того она кругла, Ни единого угла. (Чум). «Чум» В. Берестов. Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! Дети движутся по кругу Гости явятся едва- останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота В печку прыгают дрова. Печка жарко топится Прыгают Угостить торопится Хлопают в ладоши Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! Кружатся 5. Воспитатель. Перейдём в следующий зал. Воспитатель. Здесь живут куклы Настук и Петыр. Сотрудники музея попросили нас нарядить кукол в коми национальные костюмы. Что такое национальный или народный костюм? (Дети наряжают кукол, выбирают предметы коми национального костюма из предложенных предметов коми и русского народного костюмов). Воспитатель. Расскажите о костюме Настук. Расскажите о костюме Петыра. Воспитатель. Какие ещё предметы коми национальной одежды вы узнали? Дети. Малица, пимы, унты, сорока, совик и др. Воспитатель. Почему остался этот костюм? Дети. Это русский народный костюм. Воспитатель. Сотрудники музея благодарят вас, ребята, за помощь и дарят нам этих кукол для нашего альбома. Воспитатель. Скажите, где мамы покупают вам красивую одежду? Дети. В магазине. Воспитатель. В давние времена магазинов не было, как же люди одевались? Воспитатель. Люди шили одежду из шкур животных, из ткани, которую ткали сами дома на специальных ткацких станках (показ иллюстрации). Как называется такая ткань? (Домотканая). 6. Воспитатель. Ребята, чем коми крестьяне украшали свою одежду? Дети. Крестьяне украшали одежду орнаментом. Воспитатель. Что означает слово «орнамент»? (Узор). Дидактическая игра «Узнай и покажи». (Дети берут по карточке с подноса). Воспитатель. У вас в руках карточки с изображеиием элементов коми орнамента. Я буду называть элементы коми орнамента, а вы – показывать нужную карточку. (Зубья гребня, ошейник, пирог, рога оленя, зубья пилы, хлебное поле, чум, оленевод, компас, ель, баран…). Воспитатель. На столах расположены страницы для нашего альбома. Разложите свои узоры на отдельных страницах с нужными символами. (Дети выполняют задание). Воспитатель. А сейчас попросим Катю проверить, правильно ли ребята оформили страницы о коми орнаменте. 7. Воспитатель. Пройдём дальше. (Звучит весёлая музыка). Воспитатель. Мы с вами попали на коми – ярмарку, где продаются прекрасные изделия коми мастеров. Я предлагаю вам сейчас стать торговцами на ярмарке и рассказать нам о своих изделиях так, чтобы всем захотелось их купить. Дети делятся на пары. По очереди показывают и рассказывают:
- об изделиях тканых и плетёных. Воспитатель. Всё, о чём вы сейчас рассказали, мы с вами запишем в наш альбом на страницах о коми народном прикладном искусстве. 8. Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. – Где мы сегодня побывали? - Зачем мы ходили в музей? - Мы с вами оформили альбом. Какие же страницы в альбоме мы оформили? Воспитатель. Этот альбом мы поместим в наш коми уголок. Источники: 1. Пасынкова И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями народа коми». Сыктывкар, 1998г.
|