Познавательно-исследовательская деятельность. Методическая разработка конспекта «Загадочный воздух!!!»
Автор: Пожуева Ирина Павловна воспитатель МБДОУ ДСКВ №36 пос. Октябрьский МО Ейский район
Возрастная группа: старшая
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
- Образовательные: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Развивающие: развивать интерес к исследовательской деятельности, способность делать умозаключение, анализировать и сравнивать.
- Воспитательные: создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
- Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Форма проведения: непрерывная образовательная деятельность
Скачать конспект
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, изобразительная, двигательная
Материалы:
демонстрационный: медиа проектор, карточки для сюрпризного момента, спецодежда: фартуки, медицинские шапочки, костюм Дядюшки Всезнайкина.
раздаточный: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, трубочки для сока (по количеству детей), медицинские пипетки, краска-гуашь (желтого, красного, зеленого цвета), альбомные листы, мыльные пузыри, воздушные шарики, корочки апельсина.
Итоговый образовательный результат:
Ребенок умеет: — активно участвовать в экспериментальной с воздухом деятельности; — проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми). — выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.
Содержание
1 часть
Мотивация
|
(дети встают полукругом, звучит музыка на мотив песни «Маленькая страна»).
Воспитатель:
Встали дети все во круг
Ты мой друг, и я твой друг
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(в помещении приоткрыто окно, на столе разложены картинки, некоторые разбросаны и лежат на полу)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол, что произошло с картинками? Я приготовила их для вас, а картинки кто-то разбросал. Как вы думаете, кто это сделал?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Я тоже так думаю, потому что я проветривала помещение и открыла окно. Давайте закроем окно и все соберем на место. Ребята, подумайте, что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это движение воздуха. Ветер сильно дул и наши картинки все разлетелись. Я предлагаю вам внимательно послушать загадку и отгадать ее:
Всем он нужен дышать,
Чтобы шарик надувать.
Хоть невидим он для нас
Но вокруг он каждый час.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Вы правильно отгадали. Это воздух, то без чего мы не сможем дышать. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Дышит-не дышит» Вы согласны?
Дети: Да. Воспитатель: На экране будет картинка с изображением какого-либо явления или предмета, и если это дышит, значит вы должны хлопать в ладоши, а если нет, тогда тихо сидеть. Итак, готовы?
Дети: Да
Проводится дидактическая игра «Дышит- не дышит» (показ слайдов с изображением предметов и явлений: дерево, облако, цветок, диван, мороженое, человек, рыба, дети и др)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы были все очень внимательны и справились с заданием.
|
2 часть
Постановка цели
|
Воспитатель: Ребята, я знаю одного очень интересного и умного ученого. А зовут его Дядюшка Всезнайкин. Он работает ученым в лаборатории. И я предлагаю вам туда отправиться, чтобы провести опыты с воздухом, и узнать о нем больше информации. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А поедем мы вот на таком волшебном и забавном автобусе (изображение на экране - автобус )
Воспитатель: Занимайте места и не забудьте пристегнуться.
(звучит детская песенка «Би-би-ка» , дети садятся на имитированный автобус из детских стульчиков и под музыку отправляются в лабораторию).
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали, выходим из автобуса. Посмотрите, какое красивое и большое здание – это лаборатория. (изображение на экране – здание «Лаборатория»)
Здесь и работает Дядюшка Всезнайкин. Ребята, а как вы думаете, что такое лаборатория?
Дети: Там работают ученые и проводят опыты.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это помещение, где работают ученые и исследователи. Здесь они проводят разные опыты и исследования. Здесь установлены свои строгие правила поведения: не шуметь, не толкаться, и самое главное правило - наличие спецодежды. Я предлагаю вам ее надеть
(дети и воспитатель надевают спецодежду)
Воспитатель: Давайте потихоньку зайдем в лабораторию. Повторяйте за мной слова:
Раз, два, три – повернись
И в лаборатории окажись.
(и из-за ширмы выходит Дядюшка Всезнайкин)
Дядюшка Всезнайкин: Здравствуйте, гости дорогие!!! Очень рад видеть вас у себя в гостях.
Воспитатель: А вот и наш ученый. Здравствуй, Дядюшка Всезнайкин. Ребята поздоровайтесь с ученым.
Дети: Здравствуйте, Дядюшка Всезнайкин!!!
Воспитатель: Наши ребята очень любознательные детишки и хотят много узнать интересного. Дядюшка Всезнайкин: А что же вас интересует, ребята?
Дети: Что такое воздух, и какой он?
Дядюшка Всезнайкин: Да, в моей лаборатории вы найдете ответы на все ваши вопросы. Здесь на столах находится все необходимое оборудование, для проведения опытов. И вы сейчас будете маленькими исследователями. И как раз мне напомните о воздухе, а то я уже совсем стареньким становлюсь и забываю все.
Воспитатель: Мы с удовольствие тебе напомним. Ребята, сегодня мы будем говорить о воздухе, и будем проводить опыты, как настоящие ученые. Ребята, а вы видели воздух у нас в детском саду? А здесь в помещении в лаборатории его видно?
Дети: Нет
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Правильно. А какого он цвета?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Я его тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. А хотите я научу вас его ловить?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю пройти к первому исследовательскому столу.
|
3 часть
Совместная работа воспитателя с детьми
|
ОПЫТ № 1 «С пакетом поиграем и воздушек поймаем»
Воспитатель: Что за предмет у меня в руках? (пакет) В нем что-нибудь лежит? ( он пустой). Воспитатель предлагает хорошенько рассмотреть пакет. Складывает его, делает из него жгутик, взмахивает пакетом и ловя его, закручивает.
Воспитатель: Что вы теперь скажете?(дает потрогать надутый пакет). Что в пакете? Он пустой? (воспитатель подводит высказывания детей к тому, что в пакете воздух) На что похож пакет? (на подушку, на конфетку, на котенка). А сейчас вы попробуйте поймать воздух вокруг себя. (дети ловят воздух целлофановым пакетом, кружась вокруг себя). Воспитатель:Как ловко вы поймали воздух в пакет и заперли его там. К какому выводу мы пришли? (ответы детей) Что произойдет, если проткнуть пакет? (дети высказывают свои предположения.) Что ж, давайте убедимся, что в нем есть воздух. На столе у вас лежат зубочистки, возьмите их и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?(дует легкий ветерок, выходит воздух). Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (Почувствовать!) Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. Какой вывод можно сделать из этого опыта? Дети: Воздух мы не видим, но мы его чувствуем.
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный; чтобы его увидеть, его надо поймать. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. Воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: Ребята, а как пахнет воздух? Понюхайте воздух. Чем пахнет?
Дети: Ничем не пахнет.
ОПЫТ № 2 «Запах корки апельсина»
(на столе в закрытой емкости лежат корки апельсина по количеству детей)
Воспитатель: Ребята, закройте, пожалуйста, глазки, и протяните ладошки (воспитатель каждому дает в ладошки корку апельсина) Потрите это между ладошками. Что вы чувствуете? Сейчас чем пахнет?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Открывайте глазки. Правильно, я вам дала корку апельсина. Вы ее потёрли и сразу запахло апельсином. Как вы думаете, что это пахнет? Воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
Дети: Это корка
Воспитатель: Значит, мы чувствуем запах, который передается по воздуху.
Вывод: воздух запаха не имеет, но может его передавать и распространять.
Воспитатель: Дядюшка Всезнайкин, что-то наши ребятки подустали немного, нужно размяться.
(проводится физминутка «Воздух-невидимка»
ФИЗМИНУТКА
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
|
4 часть. Самостоятельная работа
|
Воспитатель: Дядюшка Всезнайкин, а что это у тебя на столе такое красивое и яркое стоит? Дядюшка Всезнайкин: А пусть ребята сами откроют и посмотрят. (дети подходят к столу и самостоятельно берут мыльные пузыри.
Под музыку ф/м «Мыльные пузыри» дети пускают пузыри). Воспитатель: А что это вы сейчас делали? Дети: Пускали мыльные пузыри.
Воспитатель: Это было очень красиво. Как это у вас получалось?
Дети: Мы пустили воздух в мыльную пену, и получился пузырик и он взлетел. Воспитатель:Нам с Дядюшкой Всезнайкиным очень понравилось. (дети закрывают пузыри и ставят на место)
Воспитатель: Ребята, подумайте хорошо и ответьте, как вы думаете воздухом можно рисовать?
Дети: Думаем, что можно.
Воспитатель: И я тоже так думаю. Пройдите, пожалуйста, к следующему исследовательскому столу.
ОПЫТ № 3 «Нарисуем воздухом осенний листопад»
(на столе разложены предметы: краска-гуашь желтого, красного и зеленого цвета, пипетки на каждого ребенка, трубочка, белый лист бумаги на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат предметы, назовите их. Дети: Пипетка, трубочка для сока, гуашь. Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, как с помощью этих предметов, можно рисовать воздухом? Ребенок: Можно в пипетку набрать немного краски и накапать на листок бумаги, затем трубочкой раздувать краску. Воспитатель: Молодец. Ребята, а вы хотите попробовать рисовать воздухом? Дети: Да. (дети рисуют воздухом кляксы ни листе бумаги) Воспитатель: Какая красота у вас получается. Какие цвета красок вы используете? Дети: Желтый, красный, зеленый, оранжевый. Воспитатель: Это краски какого времени года? Дети: Краски осени.
Воспитатель: У вас получилась целая осенняя картина. Я предлагаю дать ей название, и подарить в лабораторию Дядюшке Всезнайкину. (дети совещаются и дают название картине) Дети: Осенний листопад. Дядюшка Всезнайкин: Ох, какая красивая картина. Спасибо, ребята. Воспитатель: Пусть подсохнет и ты повесишь ее у себя в лаборатории. Воспитатель: Ребята, так какой мы можем сделать вывод? Воздухом можно рисовать? Дети: Да, можно.
Вывод: воздухом можно рисовать.
|
5 часть. Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов)
|
Воспитатель: Дядюшки Всезнайкин, как много сегодня ребята узнали о воздухе. Правда, ребята?
Дети: Да, нам было очень интересно.
Воспитатель: Так скажите ребята, где мы сегодня побывали?(в лаборатории?
Воспитатель: Чем мы занимались в лаборатории? (проводили опыты с воздухом)
Воспитатель: Что мы можем сказать о воздухе? Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий)
Воспитатель: Воздух можно поймать?(Да)
Воспитатель: Имеет ли воздух запах? (нет, только распространяет и передает запахи).
Можно ли воздухом рисовать (да, можно).
Воспитатель: Нам пора уже возвращаться в наш любимый детский сад.
Дядюшка Всезнайкин: Ребята, я так рад был видеть вас сегодня у себя в лаборатории, и хочу подарить вам подарки - вот такие шарики. Кто знает, как называются эти шарики?
Дети: Воздушные
Воспитатель: А вы знаете, почему они так называются?
Дети: Потому что внутри шарика есть воздух
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, давайте нашему ученому скажем спасибо за такую интересную и познавательную встречу и за подарки. А нам пора возвращаться в детский сад. Снимаем спецодежду. Но на этом научная экспериментальная деятельность в не заканчивается. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и экспериментируйте! И я рада, что вы у меня такие любознательные и умные детки. Присаживаемся в наш волшебный автобус и с новыми знаниями отправляемся в детский сад.
(звучит детская песенка «Би-би-ка», дети отправляются в детский сад)
|
|