Профориентация дошкольников |
Познание | |||
Автор: Бгатова Ирина Евгеньевна, Квитка Анна Александровна, Грянкина Анастасия Александровна | |||
22.08.2021 12:06 | |||
Профориентация дошкольников Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Мы не знаем, кем в будущем будет воспитанник детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Цель работы по профориентации: формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации. Цель достигается через решение следующих задач:
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Методы:
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.) Игра как средство знакомства с трудом взрослых В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности в профессии через «погружение в профессию» в ходе игры. Подготовка ребенка к выбору будущей профессии в дошкольном возрасте заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Основная сложность по ознакомлению детей с профессиями в том, что значительная часть труда взрослых не доступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно – коммуникационные технологии позволяют моделировать различные профессиональные ситуации, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. В этом могут помочь виртуальные экскурсии ( «Экскурсия на кондитерскую фабрику», «Путешествие в музей»). Экскурсии и встречи с людьми разных профессий Исходя из возможностей ДОУ, можно организовать экскурсии как по саду (кухня, кабинет медсестры, прачка и т.д.), так и в другие учреждения (аптеку, парикмахерскую, библиотека, банк и т.д.). Это наиболее действенная форма работы ознакомления детей с трудом взрослых, она обеспечивает наибольшую отчетливость представлений. Данная форма работы также позволяет совершенствовать игры дошкольников, в которых отражены отдельные профессии, делает их наиболее наполненными по действиям. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы. Например: 1) Экскурсия на кухню. Дети узнают: - где и как хранятся: крупы, овощи, фрукты, молоко, масло, мясо, соки. Быстро портящиеся продукты хранятся в холодильнике; где располагается посуда, плиты. Беседа с поваром детского сада. Дети узнают: - чем она занимается: отмечает детей, готовит по рецептам, делает заказ продуктов с учетом детей, моет овощи и фрукты, следит за чистотой и качеством продуктов, витаминизирует пищу на кухне для детей и многое другое. - форма одежды: халат, обязательный головной убор. 2) Экскурсия в банк. Дети узнают: что такое банкноты, инкассаторская машина, банк, деньги, кредит, чек, пластиковая карточка. - банк дает клиентам деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем клиенты возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами. Занимаясь вопросом профориентации дошкольников, мы развиваем эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, открываем перед ним возможности для проявления себя в различных видах деятельности.
|