Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо» |
Познание | |||
Автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна | |||
09.09.2015 22:12 | |||
Познавательно – исследовательский проект «Кристальное чудо» автор: Фарафонова Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 32 г. Выборга" Тип проекта: Краткосрочный исследовательский Продолжительность: 4 недели Участники: Воспитатель и воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Цель работы: Узнать, что такое кристаллы, научиться выращивать кристаллы в домашних условиях. Задачи исследования:
Гипотезы: Кристалл – это лёд; похож на снежинку. Методы исследования: Наблюдение, эксперимент, бесед Материалы для проведения экспериментов:
Этапы проекта: 1 этап. Подготовительный.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть чудеса окружающей нас природы. Во время организации утреннего приема в детском саду, дети спросили у воспитателя «Почему дворник посыпает снег солью? Почему он тает после этого». Мы уже знали, что соль имеет вкус, имеет цвет, не имеет запаха. Я сказала детям, что соль не топит снег, а разрушает кристаллы, из которых соль состоит. Эта информация очень заинтересовала детей. Дети стали задавать вопросы, что такое кристаллы, как они образуются, где находятся? Так и родилась тема исследования: «Кристаллы соли» Кристалл — это твердое состояние вещества. В природе существует множество кристаллов, некоторые бывают очень необычные и завораживающие. Восхищают своей формой и цветом (фотоальбом 1 «Кристальное чудо»). Но не все кристаллы редки и красивы. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Обычная соль – это тоже кристаллы. Опыт 1. «Соль и снег» (фото1, 1.1.) Посыпали часть доски со снегом солью и через некоторое время увидели, что там, где снег посыпали солью, снег стал таять, если посмотреть на этот процесс под лупой, можно увидеть, что снег «рушится» — ломаются и исчезают снежинки. Вывод: соль разрушает кристаллы снега, снег тает. Опыт 2. «Соль на ощупь» Мы взяли мелкую «Экстра», крупную «Поваренная», морскую соль и проверили на ощупь. Вывод: соль на ощупь разная (мелкие и крупные кристаллы). Опыт 3. «Растворимость соли» (фото 2.1, 2.2, 2.3) Взяли стакан с теплой водой и стакан с холодной водой. Одну чайную ложку соли положили в стакан с теплой водой и размешали, другую – в стакан с холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяться быстрее. По столовой ложке соли положили в стаканы с теплой и холодной водой. Понаблюдали, в каком из стаканов кристаллы соли растворяются быстрее. Таким образом, дети сделали вывод: - в теплой воде кристаллы соли растворяются быстрее, чем в холодной. - кристаллы имеют свойство растворяться и получаются из этого растворы. Вывод: кристаллы растворяются по- разному. Например: В холодной воде кристаллы соли растворяются медленнее, а в горячей быстрее. Опыт 4. «Выпаривание соли» (фото 3.1, 3.2) Мы растворили поваренную соль и соль «Экстра» в воде. Налили соляной раствор в ложки. Поместили ложки над свечкой (делает воспитатель) и нагревали до тех пор, пока вся вода не испарилась, на дне ложек осталась сухая соль в виде кристаллов. Вывод: при нагревании соляного раствора вода испаряется, а кристаллы соли остаются на дне и стенках ложки. Опыт 5. «Рассматривание кристаллов соли через лупу и микроскоп» (фото 4.1, 4. 2) Рассмотрев через лупу и микроскоп кристаллики поваренной соли, мы увидели, что у них ровные, будто срезанные грани. Кристаллы соли похожи на кирпичики. Цвет прозрачно-белый. Вывод: Каждая крупинка соли — это правильный кубик, с гладкими гранями. Опыт 6. «Выращивание кристаллов» (фото 5.1 – 5.6) С помощью набора, который нам купили родители, мы смогли вырастить голубой и белый кристаллы. Вывод: кристаллы можно вырастить самим из специального раствора. Но вырастить кристаллы из специальных растворов можно только со взрослыми, т.к. растворы могут быть небезопасны. Если соль – это тоже кристаллы, можно ли из солевого раствора вырастить кристаллы нам самим? Опыт 7. «Выращивание кристаллов из соленого раствора на разных предметах» (фото 6.1- 6.3) Мы поместили разные предметы (камень, железное кольцо, пластмассовую ёлочку, пластмассовый обруч, кнопку) в соляной раствор и через две недели у нас выросли очень красивые кристаллы. Выводы: при испарении солевого раствора на предметах остаются кристаллы соли. Они бывают разного размера и разной формы. Опыт 8. «Солёное тесто» (фото 7.1-7. 4) Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, которое способно доставить массу удовольствия. Соленое тесто – превосходный податливый материал, из которого можно изготовить массу интересных поделок, в том числе целые картины, излучающие тепло рук мастера и домашний уют. Для теста мы специально взяли крупную соль, чтобы были видны кристаллики соли. Мы с детьми пришли к выводу, что поделки из солёного теста не трескаются и хранятся долго., т.к. кристаллы соли помогают держать форму и делают изделие крепким; Таким образом, мы узнали:
Взаимодействие с родителями Наши родители тоже увлеклись проектом. Они помогали нам искать информацию и кристаллах и о соли. С их помощью мы создали три сборника:
И выпустили газету «Где используются кристаллы» (фото «Газета»)
|