Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей. |
Познание | |||
Автор: Маркова Ольга Григорьевна | |||
15.09.2015 17:25 | |||
Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей. «Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок должен играть». Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности. Поэтому перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС ДО встает главная задача: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста, именно в игре создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры в развитии познавательной сферы детей (Выготский Л. С., Аркин Е. А., Леонтьев А. Н.).
Одной из основных форм обучения детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Дидактические игры – это игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Многочисленными исследованиями психологов доказано, что именно в период дошкольного детства закладывается фундамент всей познавательной сферы ребёнка. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к моменту поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, высказывать свое мнение, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а так же речи). В планировании воспитательно-образовательной работы с детьми значительное место я отвожу дидактическим играм, так как они являются эффективным средством обучения и могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста — основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планирую и организую как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Так же я использую игры в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей, что позволяет отследить, на сколько, правильно поняли и усвоили содержание занятий дети. Для достижения цели, в своей практической деятельности, пришла к необходимости придерживаться определенных требований к содержанию и подбору дидактических игр.
Тематика дидактических игр не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации. В рамках реализации ФГОС ДО я стараюсь соблюдать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:
При осуществлении образовательной деятельности с детьми я руководствуюсь следующими педагогическими принципами:
Методом педагогического наблюдения я пришла к выводу, что дидактическая игра помогает мне в реализации образовательной программы. Является эффективным методом развития познавательной сферы детей дошкольного возраста.
|