Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Насекомые» |
Познание | |||
Автор: Орешкина Елена Сергеевна | |||
19.08.2015 10:13 | |||
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Насекомые» Цель: Формировать представления о насекомых. Задачи: Образовательные: Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, учить договаривать слова с соответствующими окончаниями во фразах), учить находить предложения — небылицы. Закреплять умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивающие: Развитие связной речи, слухового внимания, тонкой и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи. Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Демонстрационный материал: модуль с бабочками, предметные картинки по теме, мелкие игрушки изображающие насекомых. Раздаточный материал: кусочки пластилина, лист-раскраска, цветные карандаши. Предварительная работа: Рассматривание насекомых на территории детского сада, знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» ( «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом». Продуктивная художественная деятельность (рисование, аппликация, лепка с использованием природного материала насекомых) в вечернее время. Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона Воспитатель приглашает детей, Воспитатель предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки. Воспитатель: Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть? Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Воспитатель: Правильно. Выполняйте упражнение. 2. Отгадывание загадок и рассматривание предметных картинок с изображениями насекомых. Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки. На ромашку у ворот А вот малюсенький малыш, Модница крылатая, Кто на них руками машет- Расту червяком, Не ем, не гляжу, На лугу порхаю. (Бабочка) В обморок я упаду. (Божья коровка) Наш зелёненький … (кузнечик) (жук) Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображением насекомых. Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы будете находить изображения и показывать нам. Вместе мы сосчитаем всех насекомых. Прилетела к нам вчера полосатая пчела, (1) И паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. (7) Дети: О пчеле, шмеле, мотыльке, жуках, стрекозе, муравьях, пауке. 7насекомых. Воспитатель: Еще говорится о пауке. Но вы должны запомнить, что паук — не насекомое, хотя и похож на насекомых. Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и шмели опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в наших садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные. (Воспитатель показывает изображение двух насекомых бабочки и муравья). Обратите внимание на эти две картинки. Кто здесь изображен? А что особенного вы можете заметить? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ. Сначала вы расскажете, как называются насекомые. Сравните, как они выглядят, перечислите части тела насекомого, какую пользу или вред приносят. 1-й Р. Это бабочка и муравей. Бабочка очень красивая, желтая, а муравей маленький коричневый. 2-й Р. У бабочки шесть лапок и усики у муравья тоже шесть лапок и усики. 3-й Р. Бабочка откладывает яйца, из них выводятся гусеницы, которые приносят вред растениям. А муравьи уничтожают вредных насекомых, они приносят пользу. Воспитатель: Молодцы! Вы составили хороший рассказ и сравнили двух насекомых. Предлагаю вам разминку для пальчиков. (дети делятся на 3группы) (Дети выбирают лист-раскраску с насекомым и любое задание из 3-хпредложенных 1.раскрасить. 2.скатать из пластилина шарики для божьей коровки и прикрепить, 3.скатать жгутики-лапки для паука и выложить на шаблон.) Физминутка. Утром бабочка проснулась, Три – нагнулась и присела, 3. Игра «Найди насекомое» Воспитатель: Вот опять мы на полянке. Как можно определить, что вокруг нас есть живой мир?, (звучит аудиозапись шума леса) слышится пение птиц, шум листьев деревьев. Дети: можно услышать и увидеть птиц. Воспитатель: А как можно обнаружить насекомых? Дети: В лесу нужно внимательно смотреть под ноги и ходить аккуратно. Воспитатель: Предлагаю вам побыть исследователями и на полянке обнаружить насекомых.. Кто кого найдёт сразу называйте. (на коврике разложены мелкие игрушки-насекомые) Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я спрятала? Воспитатель: Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ) Воспитатель: А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ) Воспитатель: А от кого они прячутся? (ответ) Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно! Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответ) Воспитатель:. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют) Воспитатель: А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять. 4. Презентация: «Насекомые» 5. Игра " Назови ласково". (Договаривание слова с соответствующими окончаниями во фразах, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе). Л. Я буду произносить фразы, а вы их договаривать. Только одно условие, называем насекомых ласково. Бабочки желтень:, муравей чернень:, божья коровка краснень:, кузнечики зеленень:, жук синень:, бабочка белень... Молодцы! 6. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения- небылицы.) Воспитатель: Показывает картинку с насекомым. Воспитатель: Бабушка летает около цветка? Реб. Нет. Это бабочка Воспитатель:. Пила летит и жужжит. Реб. Это Пчела. Воспитатель: Лук ползет по веточке. Реб. Это жук. Воспитатель: Мура села на сыр. Реб. Нет. Это муха села на сыр. 7. Итог деятельности. (оценка работы детей). Воспитатель: Предлагает вспомнить о ком они говорили на занятии, какие игры и упражнения им понравились. Воспитатель: Вы очень хорошо работали. Молодцы! Похлопайте себе.
|