Конспект познавательного занятия по экспериментированию для детей 5 – 6 лет Тема: Прозрачный невидимка |
Познание | |||
Автор: Языкова Ольга Юрьевна | |||
07.07.2015 09:30 | |||
Конспект познавательного занятия по экспериментированию для детей 5 – 6 лет Тема: Прозрачный невидимка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29» Провела: воспитатель МДОУ № 102 Языкова О.Ю. г. Астрахань Цель: Пробудить у детей интерес к опытнической деятельности. Программные задачи:
Оборудование: сундучок, тазик, пакеты, трубочки, шарики, стаканы, свеча, спички, банка, пластилин, бумажная спираль, минеральная вода, цветные ленточки, музыка. Ход занятия: Воспитатель: — Ребята, сегодня на занятие я принесла вам сундучок, не простой, волшебный! Но чтобы открыть его и узнать, что там, в нутрии, нужно отгадать стихотворение-загадку: Он — прозрачный невидимка, Он в лесу — густой, душистый, Летом он бывает теплым, Мы его не замечаем, — Вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нам просто необходим. — А кому ещё нужен воздух? (птицам, зверям, насекомым, рыбам, растениям). — Какими же свойствами обладает воздух? Какой он? (прозрачный, бесцветный, без запаха) — А его можно пощупать? Попробуйте (нет) — Ну, что ж заглянем в волшебный сундучок! (показываю содержимое сундучка) — А в нём множество разнообразных предметов. А зачем они вы сейчас узнаете… Представьте, что вы на время превратились в маленьких волшебников, приготовьтесь проводить опыты – эксперименты. Опыт 1. Что в пакете? — Сейчас я достану из сундучка… что это? (пакетик) Он не простой, он не обычный (раздаю детям, предлагаю развернуть) Что в нём лежит? (ничего) А так? Встряхиваю пакетик, захватывая воздух, и закручиваю его (в нём воздух) Правильно. Потрогайте воздух в пакетике, почувствуйте какой он упругий. Рукой ощутить воздух вокруг себя нельзя, а пакетом поймать и ощутить его можно. — Почему кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачный, невидимый) Опыт 2. Игры с соломинкой — Посмотрим, что же ещё лежит в волшебном сундучке? Достаю трубочки для коктейля. Раздаю детям. Что это? (ответы детей) — Рассмотрите трубочку. У неё есть два отверстия. Подуйте в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы почувствовали? (подул лёгкий ветерок) — Ветерок чего? (воздуха) — А как воздух в вас оказался? (мы его вдохнули) — А можно увидеть воздух, который мы вдохнули? (нет) — А если подуть в стакан с водой? (эксперимент детей) — Вы выдуваете воздух в воду, и он пузырьками выходит на поверхность. Опыт 3. Лёгкий – тяжёлый — Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (ответы детей) — Давайте наполним один пакетик воздухом, а другой водой. И «взвесим» что легче, а что тяжелее? Предлагаю одному из детей «взвесить» пакеты руками. Пакеты одинаковые, а весят по-разному. Оказывается воздух не только невидимый, но и лёгкий. Опыт 4. Пузырьки – спасатели — Ребята, а как вы думаете, воздух сильный? (ответы детей) — Давайте проверим. Нальём в стакан минеральную воду богатую газам, а газ является составляющей воздуха, и бросим туда маленький кусочек пластилина (с рисовое зёрнышко). Пластилин падает на дно, потому что он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха подхватывают его и выталкивают на поверхность, потому что воздух легче и сильнее воды. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно. Значит, самый тяжёлый – это пластилин, вода легче, и самый легкий – это воздух. Физкультурная минутка. — Ребята, давайте немного передохнём и поиграем с разноцветными ленточками в игру «Найди пару» (игра малой подвижности). Опыт 5. Вертушка — Ребята, а в сундучке для чего-то лежит свеча, вы не знаете зачем? (нет) Зажигаю свечу. Когда горит пламя свечи, оно нагревает воздух и тёплый воздух поднимается вверх, потому что он легче холодного. Давайте проверим. Подношу к пламени бумажную спираль на ниточке. — Что вращает спираль? (воздух) Опыт 6. Свечка в банке — А как же теперь погасить свечу? (задуть) — А можно и другим способом. Оказывается, для горения огня необходим кислород, которым дышат все живые существа, и мы с вами. И когда кислорода много, свеча горит. Но если мы накроем свечу банкой, в банке воздуха, а, следовательно, и кислорода, мало. Огонь быстро израсходует кислород и свеча погаснет. Наблюдение за опытом. Опыт 7. Реактивный шарик — Ребята, в сундучке я обнаружила воздушные шарики. Их много, на всех хватит. Раздаю шарики детям. — Как вы думаете. Воздух сильный? (ответы детей) При помощи этих шариков мы сейчас проверим силу воздуха, а заодно и свою. — Вы умеете надувать шарик и? (ответы детей) Предлагаю детям выйти на ковёр, надуть шарик и отпустить его (показ воспитателя с последующим выполнением детей). Вот какой воздух сильный, он из простого шарика сделал реактивный. Заключение. — Ну, что ж, ребята, вот и закончилось наше волшебное занятие. Сегодня благодаря волшебному сундучку мы узнали много нового и интересного. В следующий раз он принесёт нам новые опыты и эксперименты (закрываю сундучок). Спасибо вам за активное участие, а гостям за внимание. Литература:
|