Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»
Познание
Автор: Елфимова Ольга Алексеевна   
26.06.2015 09:01

Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»Конспект непосредственно-познавательной деятельности в подготовительной группе «Березовые тайны»

Автор Елфимова Ольга Алексеевна, воспитатель, высшая категория, г Сыктывкар, МАДОУ «Детский сад №65»

НОД предназначена для работы с детьми в подготовительной группе.

Это познавательное занятие, в ходе которого дети уточняют представления о березе, выполняют задания, делают репортажи – сообщения. Презентация к занятию помогает наглядно представить объекты. Итог – созданный детьми в ходе занятия самодельный журнал, на страницах которого раскрываются те или иные особенности березы: красота, полезные свойства, разнообразие видов берез и др.

 

Скачать презентацию

(область «Познание»)

Цель: Расширение представлений детей о березе.

Задачи:

  1. Расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
  2. Развивать интерес к прошлому своего народа, традициям и обычаям.
  3. Развивать познавательную активность, память, мышление.
  4. Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.
  5. Продолжать воспитывать любовь к родине, родной природе через эстетические переживания.

Словарная работа:

  1. Учить детей выражать свои мысли в виде монолога (репортаж).
  2. Активизировать и расширить словарь детей за счет красивых эпитетов, новых слов.

Материал: фото и иллюстрации с изображениями берез, изделий из березы и бересты. Самодельная книжка с листами формата А3 для заполнения страниц детьми по заданиям занятия.

Предварительная работа:

Подготовка с детьми рассказов – репортажей.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и видят на столе вещи.

Воспитатель:

- Интересно, как вы думаете, чьи это вещи? (воспитатель достаёт сумочку с ручкой, блокнотом, микрофоном, видеокамеру, диктофон).

- У журналиста.

- Чем занимаются журналисты? (пишут статьи в газеты, журналы, участвуют в телепередачах.)

-Как вы думаете, каким должен быть хороший журналист?

(высказывания детей).

-Может кто-нибудь из вас вырастет и станет настоящим журналистом.

- А сейчас предлагаю вам превратиться в настоящих журналистов, и помочь мне выпустить новый познавательный журнал.

-Посмотрите, как он называется (показывается первая страница журнала – обложка со словом «Тайны…»).

- Тайны, интересно …

- Какие тайны?

- Давайте посмотрим первый сюжет и попробуем догадаться.

(слайд 2. Показ видеоролика «Во поле береза стояла»).

- Вот как называется наш журнал — «Тайны березы».

- Хотите, чтоб журнал получился интересным? Что можно рассказать про березу, чтобы читатели захотели прочитать наш журнал?

(высказывания детей: какая береза? где растет? чем знаменита?)

-Наверно самое главное, чтоб читатель, особенно если он маленький, должен научиться узнавать березку.

-Предлагаю для этого выполнить первое задание: найдите из всех картинок те, которые относятся к березе.

(дети находят картинки, на которых изображены ствол, ветки, листья, плоды березы, приклеивают их на следующую страницу журнала)

-Хотите, расскажу вам первую тайну?

- Знаете, почему у березки белый ствол? Оказывается для защиты. Белый цвет защищает березку от жарких солнечных лучей.

- А ствол у березы белый из-за вещества бетулин, который окрашивает кору в белый цвет.

-А зачем на стволе черные полоски? Береза через них дышит. В жару полоски раскрываются, и к корням поступает воздух.

-А давайте посмотрим, какие листья у березки. На что похожи? (на треугольник, острый кончик, на сердечко)

- А как вы думаете, зачем плодам березки – орешкам такие крылышки? (Правильно, чтобы ветер разносил их).

- Я думаю, что с помощью наших корреспондентов мы сегодня раскроем много тайн и у нас получится очень интересный журнал.

- Давайте раскроем следующую страницу нашего журнала.

Что здесь написано? «Символ России».

Давайте послушаем репортаж…

Ребенок1:

- А вы знаете, что больше нигде в мире не растут такие красивые белые березы. Береза одно из самых удивительных и красивых деревьев на планете. Россию называют «Страной берез».

-Как вы думаете, почему в России очень любят березу? За что? (она красивая.)

-Давайте и мы с вами полюбуемся красотой березы.

(Показ слайдов на презентации 3,4)

(Воспитатель демонстрирует березу в разные сезоны и читает стихи).

- Про березу пели песни, художники писали картины, поэты сочиняли стихи.

Люблю березку русскую (Прокофьев А.)

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

Стихотворение (С. Есенина)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

- Давайте и мы с вами украсим березку в нашем журнале. Кто придумает красивое слово про березку, тот приклеит слово- листик в журнал.

-Давайте подберем к березке слова, опишем её. Какая она бывает? (Стройная, кудрявая, зеленая, золотая, плакучая, нежная, любимая, белая, белоствольная).

(Дети называют слова и прикрепляют в журнале на странице за каждое слово к березке листочки).

-Какая у нас получилась красота!

- Давайте заглянем на следующую страницу.

Как она называется? (Дети читают «Тайны старины глубокой…)

-Чтоб раскрыть эти тайны наши корреспонденты отправились в музей. Давайте посмотрим их репортаж из музея.

Ребенок 2:

А я узнал, что раньше, когда еще не было бумаги, на березовой коре писали письма. Эти письма называют берестяными грамотами. Их находят археологи во время раскопок.

(Показ слайда 5)

Ребенок 3:

Я узнал, что в старину говорили, что береза нужна, чтоб избу освещать. Оказывается, в давние времена не было ни свечек, ни ламп. Люди освещали дом лучинами. Это такая длинная щепка от полена, которую поджигали, и она долго горела и светила в доме. Березовая лучина горела ярче и дольше других.

(Показ слайдов 6,7, 8)

Ребенок 4:

- А еще в старину говорили, что береза болезни прогоняет. При простуде люди заваривали березовые почки и березовые листья, и пили лечебный чай. Березовую кору топили на огне и получившимся дегтем смазывали раны. А березовым веником и сейчас без всякого волшебства в бане прогоняют простуду.

(Показ слайда 9)

Ребенок 5:

В старину про березу говорили, что она семью поит, кормит и одевает. Очень любили в давние времена собирать березовый сок. Этот сок люди пили, делали из него квас, варили из него кисели.

Так береза поит.

(Показ слайда 10)

Ребенок 6:

Раньше не было магазинов, негде было купить посуду. Её делали из березы и березовой коры: тарелки, ложки, туеса, корзинки, лукошки, ковши. Даже обувь плели из бересты- лапти.

(Показ слайда 11)

Воспитатель:

- Название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что веточки, принесенные в дом, защищают от зла. Поэтому березу сажали около дома как талисман, для благополучия семьи и в честь новорожденного ребенка. Беpёзовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хоpоший ypожай.

- Спасибо нашим корреспондентам, Они помогли нам раскрыть еще некоторые тайны березы.

-Давайте посмотрим, что нас ждет на следующей странице нашего журнала. «Тайны березовой коры».

-Что вы знаете про кору? (высказывания детей)

-Как называется кора березы? (береста)

- Давайте потрогаем кору. Какая она? Оказывается, береста удивительна. В посуде, сделанной из бересты, холодное молоко не нагревается и долго не портиться. А горячая еда долго не остывает. А еще в берестяной посуде продукты не портятся, потому что береста убивает микробов.

Даже в наше время есть мастера, которые делают из бересты замечательные вещи.

(показ слайда 12. просмотр видеоролика «Плетение из бересты»)

-А у нас в республике коми мастера тоже делали изделия из бересты.

-Смотрите какие-то слова. Наверно загадки. Попробуйте найти к ним картинки – отгадки.

(Дети читают слова «туес», «пестерь», «чуман», «куд», «пань», «шур-шар»

и подбирают к этим словам картинки).

-А что же нас ждет на следующей странице? Смотрите какой-то мешочек. Вот так тайна. А где же этот мешочек? Наверно его надо найти.

(Дети ищут по группе мешочек).

- Давайте посмотрим, что в мешочке лежит. (Дети достают цветные круги желтого, красного, черного цвета, железку, вишенку, камень)

- Что за чудеса, что за тайна? Опять придется позвать на помощь наших журналистов.

- Первый наш репортаж из далекой камчатки.

(Показ слайда 13, 14.)

Ребенок7: Здравствуйте. Посмотрите, эта береза растет на камнях, на склонах вулканов. Поэтому её назвали каменная. Эта береза растет в тяжелых условиях, она выглядит экзотично. Ствол березы сильно ветвистый, причудливо изогнутый, узловатый.

А вот в лесу каменные березы стоят поодаль друг от друга, так что лес похож на парк – ухоженный и светлый. Эта береза живет довольно долго – до 300 или 400 лет.

-А теперь репортаж из Дальнего востока с заповедника Кудрявая Падь.

(Показ слайда 15)

Ребенок 8: Посмотрите, это удивительная береза. Эта береза самая крепкая. Её нельзя срубить топором, от этой березы даже пули пистолета отскакивают. Древесина этой березы лучше, чем металл. Она не ржавеет и не гниет. Эту березу даже нельзя срубить топором, потому что топор отскакивает от ствола. Если бы из этой березы построили дом, то он стоял бы вечно. Это дерево очень крепкое и тяжелое. Бревно этой березы тонет в воде. Увы, эта береза встречается очень редко. Растет она в заповеднике и охраняется законом. А называют эту березу железная.

-Наш корреспондент передает репортаж из далекой Северной Америки.

(Показ слайда 16)

Ребенок 9: Посмотрите, ребята. Эту березу назвали вишневая. Сейчас расскажу почему. Почему её так назвали? — да из-за коры, похожей на вишневую! И даже запах у её древесины вишневый! Листья у нее тоже какие-то не березовые. Ну вот, скажете вы, и это береза как-то не похожа на березу! Что ж, так и есть!! Увидев такое вот дерево, никто и не подумает на березу

Кстати, еще её называют сладкой. Как вы думаете, почему? Вот и не угадали, не из-за сока! А из-за сладкого запаха!

Еще эту березу можно есть! Да, это правда, никакой ошибки. Едят слой древесины, расположенный сразу под корой. Правда, только весной.

-А сейчас следующий корреспондент побывал на далеком севере, в тундре.

(показ слайдов 17, 18)

Ребенок 10: Здесь березка растет не деревом, а кустарником, высотой едва достает до колен взрослого человека, а бывает и ниже грибов. Поэтому её назвали карликовой. А чаще эта березка просто стелется по земле поверх мхов. Ствол у северной березки толщиной как карандаш. Кора у деревца не белая, а темная, чтобы больше притягивать солнечного тепла. Листья у нашей северной берёзки круглые, размером с десятикопеечную монету. Серёжки карликовая берёза тоже одевает, только они у неё такие же карликовые, не больше ногтя. Летом у берёзки ярко-зелёные листья, а осенью они не желтеют, а краснеют.

Воспитатель:

- Оказывается, кроме привычной, обыкновенной белой березы, в мире существуют множество других видов берез. Около 120 видов. Существуют березы и с розовой, красной, желтой и даже черной корой.

(показ слайдов 19, 20, 21)

- Вот и последняя страница нашего журнала. Я думаю, что благодаря нашим корреспондентам, их репортажам наш журнал получился замечательным.

-Давайте вечером мы покажем наш журнал нашим мамам и расскажем им про березовые тайны.

-Какие тайны березы вы запомнили? Что было самое удивительное?

- Что бы вы посоветовали прочесть в нашем журнале?

- А скоро мы с вами побываем в гостях у коми умельцев, которые мастерят сувениры из бересты и расскажем о них в следующем журнале.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год