Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников |
Познание | |||
Автор: Туркина Ольга Владимирова | |||
24.05.2015 16:29 | |||
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ: 1. Способствует формированию интегративных качеств:
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». 3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности Виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову) 1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка) направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания. 2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым) направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата. Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.) Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.) Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции Классификация детского экспериментирования
Особенности организации детского экспериментирования в ДОу Эксперимент должен быть непродолжителен по времени. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость). Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.). В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Необходимо также учитывать возрастные особенности детей Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки) В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл -прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др. -сито, воронки -половинки мыльниц, формы для льда -увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа -Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя» -Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта -Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра» Пособия и приборы для определения: веса: разнообразные весы, набор гирь протяженности: метр, линейки, условные мерки объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д. времени: песочные часы, секундомер количества: разнообразные счеты направления: компас. Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Методы и приемы
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
Формы взаимодействия с родителями воспитанников: -Анкетирование родителей -Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами -Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др. -Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. -Открытые мероприятия для родителей. -Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. -Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. -Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое). -Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
|