Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников, Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней». |
Познание | |||
Автор: Гришанина Лидия Михайловна | |||
24.02.2015 16:07 | |||
Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников, Комплексное занятие «Сравнение песка, глины и камней». Задачи: сформировать представление детей о свойствах песка, глины, камней; научить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. В соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить с песочными часами, развивать «чувство времени», творчество. Материал: камни и глина (на каждого ребенка); в миске сухой песок; ложечка для песка; часы песочные (на 1 и 10 мин.); 1 большая и две средние банки с водой; 2-3 гвоздя, молоток; доски для лепки, поднос для коллективной лепки; фишки для награждения детей за правильные ответы; эмблемы на каждого ребенка в соответствии с названием команды; магнитофон, кассета с записью. Ход занятия: 1 часть. Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель. «Ребята, сегодня мы с вами… (раздается стук в дверь). Интересно, кто это может быть? Все на месте, никого больше не ждем. (Входит Незнайка). Да это Незнайка к нам пришел. Здравствуй, Незнайка!» Незнайка (расстроено). «Здравствуйте…» Воспитатель. «Что случилось? Почему ты такой расстроенный? Может, мы тебе чем-нибудь поможем?» Незнайка. «Да этот Знайка, умный нашелся, говорит, что из этого мусора можно сделать (снимает портфель из-за спины, показывает камни, глину и песок). И что можно из всего этого сделать? (чешет затылок)».
Воспитатель. «Ты пришел по адресу, потому что сегодня мы с ребятами будем знакомиться со свойствами песка, глины и камней. Оставайся с нами и сам все узнаешь. Для начала, мы разделимся на две команды: «Ромашка» и «Колокольчики». Ребята рассаживайтесь по местам… Но что это? Мы, кажется, попали в какую-то лабораторию. На столе находятся разные материалы и инструменты (на столе дети видят камни, песок, глину, банки с водой, молоток, гвозди и т.д.) Давайте представим, что мы работники лаборатории. Я – научный сотрудник, а вы мои помощники (или ассистенты). (Воспитатель предлагает одеть детям фартуки, сам одевает белых халат, очки). Сейчас мы будем проводить опыты. Сядьте поудобнее, лицом к столу, обратите внимание на материалы, лежащие перед вами. Давайте, сравним эти материалы и выделим их свойства. Сначала определим свойства песка, глины, а затем – камня. (Проводится сенсорное обследование материалов: дети рассматривают их, ощупывают, пытаются сыпать, надавливать, забивать в них гвоздь, бросают). Песок шуршит при насыпании на стол, при падении куска глины возникает стук. Песок (сухой) рассыпается, а глина нет; можно изменять форму, т.е. глина пластичная. Песок состоит из мелких крупинок, а глина однородная масса. Камень и глина. Во время удара друг о друга камень издает звук, а глина нет. Воспитатель пробует забить гвоздь в камень (камень твердый, поэтому гвоздь не вбивается); глина мягкая (гвоздь легко входит, без использования молотка). При надавливании камень не изменяет формы, а глина меняет. Камень и песок. Воспитатель. Возьмите камень и горсточку песка. Потрогайте камень и песок, подержите их в руках. Камень какой? Правильно, твердый. А песок рассыпчатый. Если бросить камень на стол, какой звук он издает при ударе, правильно гремит. А песок, если сыпать на стол шуршит. А что тяжелее камень или песок (сравнивая камень и песок проводится опыт) Опыт: в одну банку с водой насыпается песок, в другую кладутся камни; дети наблюдают, как происходит оседание на дно материала; затем в большую банку с водой кладутся сразу два материала (камни и песок) все перемешивается палочкой. Дети наблюдают, что раньше осядет на дно. Дети делают выводы: камни тяжелее песчинок, они оседают раньше. Дети делают выводы после сравнения всех материалов. 2 часть. Физминутка: дети встают, подсчитывают фишки, определяют итоги соревнования. Команда – победитель делает круг почета, другая ей аплодирует (под музыку). 3 часть. Воспитатель. Дальше мы с вами перейдем в гончарную мастерскую. (Дети садятся на свои места). Воспитатель уточняет в беседе с ними, как и для чего люди используют природные материалы (песок, глину и камни). Камни – при строительстве домов (фундамент), дорог. Глина – при изготовлении кирпичей, глиняной посуды, поделок (в народно-прикладном искусстве), игрушки. Песок – при строительстве (приготовление раствора, который скрепляет кирпичи между собой). «Давным-давно для определения времени люди пользовались песочными часами и выглядели они так (демонстрация песочных часов)». Дети в течение минуты наблюдают движение песка. Затем выставляются другие песочные часы (на 10 минут); предлагается за 10 минут слепить любую игрушку. Воспитатель, Незнайка с детьми за это время тоже изготавливают игрушку из глины. По прошествии 10 минут воспитатель обращает внимание детей на время: «10 минут – это довольно много, все вместе успели сделать много разных поделок. Далее воспитатель предлагает вспомнить, что нового они (дети и Незнайка) узнали на занятии. (Ответы детей). Воспитатель обращается к Незнайке: «Ну, что Незнайка, интересно тебе было у нас на занятии?» Незнайка: «Да, очень. Я столько много узнал нового и интересного. И пусть теперь Знайка не думает, что он самый умный. Ну, я пошел. Спасибо вам! До свидания. Дети и воспитатель: «До свидания». Воспитатель: «Ребята, давайте помоем руки и будем отдыхать». Воспитатель: Гришанина Л.М ГБОУ СОШ №2 СП детский сад «Теремок»
|