Задачи: 1. Познавательные: - расширить кругозор детей в части представлений о русской народной культуре; - сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках, одежде в давние времена. сформировать трудовые умения и навыки, трудолюбие в продуктивной деятельности. 2. Развивающие: - развить способность к умозаключениям, суждениям, уважению к людям, которые трудятся; - развивать любознательность, творчество и индивидуальность каждого ребенка, интерес к старинным игрушкам, играм и забавам; - сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы, основы культуры труда. - развивать и обогащать словарь ребенка за счет слов: ( изба, печь, ухват, чугунок, сундук, самовар, красный угол, солонка, половик, кукла, бесшовная.) - развивать умение общаться со взрослыми и детьми, привлекая опыт детей при построении рассуждений. 3. Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к людям которые трудятся. - проявлять радость и удовольствие от общения. Дидактический материал: макет русской печи, русские народные костюмы, самовар, сундук, полотенце, солонка, хлеб, половик, игрушки, ткань для изготовления куклы.
Ход мероприятия: - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, добро пожаловать! -Гость на порог — хозяину радость. -Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. - Вы находитесь в горнице. Самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей. - Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице? Отгадайте загадку: В избе – изба, на избе - труба, Зашумело в избе, загудело в трубе. Видит пламя народ, а тушить не идет.(Печь) - Правильно печь. Почти половину избы занимала русская печка. Она была главным украшением в избе. Эта печь называется русской. Почему? (Такую печь делали только на Руси.) - Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная» называли ее Царицей, кормилицей. Почему? - А ещё говорили печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. - А как вы думаете, чем топили печь? - Растопят печку дровами, жарко в ней станет, пора и готовить. - В какой посуде готовили русские хозяйки? Верно в горшках, в чугунках. ( рассматриваем чугунок) В печке то горячо, с помощью ухвата хозяйка ставила чугунок в печь. Показ, как надо брать горшочек ухватом. Ну вот, горшочек в печи, в горнице тепло. - А для чего пол покрывали половиками? -Верно ,так сохраняли тепло. -Давайте рассмотрим самотканый половик. Из чего же их изготавливали русские хозяйки? Дети: Ткали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды) или вязали крючком. Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела. Чем в старину подметали пол? Что же это за помощник? Скручен, связан, на кол посажен, А по горнице пляшет. (Веник) Физ. Минутка. Едет Ваня, в красной шапке, На серебряной лошадке. Золотой уздой звенит, Во все стороны глядит. Плеточкою машет, Под ним, лошадка пляшет. Хватит, молча гостевать — пора загадки отгадывать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар). За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) -Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Дети пробуют просеять муку через сито. «Что за барыня такая ? В гребень шерсть она берет Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) -Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Утром, вечером и днём, Соберёмся за столом. Ждут нас каша, суп, окрошка. А поможет есть их (ложка) -В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку. «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) -Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) -Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? - Посмотрите, какие здесь чудесные игрушки. Как вы думаете, из чего они сделаны? Игрушки делали из разного материала что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек. - Ребята, хотите сделать куклу? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать тряпичную куклу . - И по русскому обычаю я приглашаю вас выпить чая. Как называется дом, где мы с вами были? Как называется комната, в которой нас принимали? Какая самая главная вещь в горнице? Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!
|