Непосредственно – образовательная деятельность "Морское путешествие" |
Познание | |||
Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна | |||
20.02.2015 14:08 | |||
Непосредственно – образовательная деятельность "Морское путешествие" старшая группа. Программное содержание:
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Материалы к занятию:
Предварительная работа:
" Четвертый лишний", "Назови одним словом", "Дни недели", "Когда это бывает", "Найди недостающую фигуру",
Методические приемы: игровые: игра-путешествие, дидактические игры "Найди недостающую фигуру", "Шестой лишний", "Обозначь цифрой", "Собери из частей", сюрпризный момент. наглядные: карта-схема; использование сюжетных, предметных картинок, карточек для индивидуальной работы; практические: решение задач и примеров, составление целого из частей; рисование морского дна; словесные: индивидуальные и хоровые ответы, указания, подсказка, индивидуальная помощь. Ход: В группе "построен корабль" Воспитатель: Вы хотели бы попутешествовать по морям и океанам? Дети: Да Воспитатель: Тогда необходимо выбрать, на чем мы поплывем путешествовать (показывает иллюстрации). Дети, назовите то, что вы видите: Дети: корабль, грузовое судно, парусник, яхта, шлюпка, плот, спасательный круг Воспитатель: А как можно назвать всё это одним словом? Дети: водный транспорт Воспитатель: А что здесь лишнее? Дети: спасательный круг Воспитатель: Так, на чем же мы поплывем в путешествие? Дети: На корабле. Воспитатель: А почему? Дети: Потому что он надежный, вместительный вид транспорта для пассажиров. Воспитатель: (показывает карту – схему) Нас ожидают невероятные приключения, неожиданные встречи, много нового и интересного. Но капитану нужен помощник — штурман, который проведет корабль самым трудным и опасным путем — между водорослями, мимо подводных скал, коралловых рифов, минуя мель, вокруг айсберга. Для того, что бы отправиться в путь необходимо ответить на вопросы: - Какое сегодня число? - Какой день недели? - А какой будет завтра (вчера)? - Время года? - В какое время суток мы отправляемся путешествовать? - Какого цвета бывает море? - Кто старше: я или вы? - Назовите соседей числа 5 (7). - Что больше 8 или 9; 4 или 2? (По числу ответов одного ребенка назначают штурманом). Воспитатель: Маршрут нашего путешествия обозначен на карте (показывает). Ну, что? В путь! Занимайте места на корабле. Прежде чем оплыть — надо подкрепиться — поесть каши. На столах у каждого разложена игра «Чего не хватает?» На ваших местах горшочки с разной кашей в трех рядах — в одном ряду горшочка не хватает -найдите, какого по цвету, форме горшочка не хватает в третьем ряду и нарисуйте, а штурман проверит, все ли подкрепились?! Дети выполняют задание. Воспитатель: Ну что же, кто не успел, тот будет слаб в пути — мы будем помогать. Слышится шум моря. Воспитатель: Поплыли! Посмотрите, дети, водоросли, их так много, они разные, напоминают разные линии. Штурман будет показывать линии на карте, а вы — называть и показывать линии, на которые похожи водоросли. (ломаная, кривая, прямая, замкнутая) Дети выполняют задание. Воспитатель: Дети, посмотрите в иллюминаторы — впереди скалы. Чтобы не наскочить на них, необходимо найти самые высокие, низкие и одинаковые по высоте скалы. Дети на картинке показывают разную высоту скал. Воспитатель: Молодцы, дети удачно справились с заданием. А вон, посмотрите, сколько морских обитателей впереди корабля. Это залив моря, а в нем всегда много рыбы. Кто посчитает? Дети считают рыб. — А какая рыба здесь лишняя? Почему? Дети: потому что это речная рыба – карп, а он водится в пруду. (Изображение карпа убирается) Воспитатель: Правильно, молодцы дети. Поплыли на остров, который лежит впереди. Чтобы попасть на него, нам необходимо построить мост, который будет из разных многоугольников и геометрических фигур Многоугольники лежат на столах. Берите части моста и давайте строить. Дети строят "мост" из многоугольников. Воспитатель: (Показывает картинку из 7 членов негритянской семьи) На острове живут разные жители, старые и молодые, и их дети. Назовите, какой по счету дедушка, внучок, внучки, бабушка, папа, мама. Порядковый счет. Воспитатель: А теперь мы должны им помочь сосчитать собранный урожай и обозначить цифрами бананы, виноград и ягоды. Занимайте места и считайте. Дети, посчитав фрукты, обозначьте их цифрой. Дети выполняют задание. Воспитатель: Штурман, проверь, все ли верно? Штурман проверяет правильность выполнения. Воспитатель: Молодцы, дети, отправляемся дальше. Путь наш лежит через ледники, где обитают северные обитатели морей. Шум моря. — Дети, смотрите, "Айсберг". Как вы думаете, какая температура воды сейчас в океане, если мы вплываем в зону ледников: положительная или отрицательная. А чем мы могли бы ее измерить? Дети: Термометром для воды. Воспитатель: Дети, много разных животных живет на Севере. Сейчас поиграем в игру "Найди пару". У мальчиков в руках картинки животных, а у девочек их детеныши. На сигнал капитана вы разбегаетесь, а на сигнал штурмана "Вместе" вы должны найти друг друга. Игра "Найди пару". Воспитатель: Ну что же, будем отправляться в обратный путь. Шум моря. Появляется водяной: Водяной: С бородой зеленою из ряски Дедушка веселый и смешной Рыбкам я рассказываю сказки Кто я? Угадали..... Дети: Водяной Водяной: Здравствуйте, дети! Приветствую вас у себя в гостях. Давно я не встречал в своих краях таких путешественников. А сколько же вам лет? (спрашивает у 2-х 3-х детей). Воспитатель: Да, мы смелые, отважные, да, сообразительные. Водяной: Сейчас я проверю. Загадаю я вам шутки-задачи и проверю вашу смекалку. 1. В море плавало 9 верблюдов. Один приплыл к берегу. Сколько верблюдов осталось в море? (ни одного) 2. На двух ногах тюлень весит 100 кг. Сколько кг весит тюлень на одной ноге? (100 кг) 3. На дубе висело 10 апельсинов. 2 упало. Сколько осталось на дубе апельсинов? (ни одного) Молодцы, дети, смекалистые вы. А есть у меня две сестрички — близняшки. Я все время их путаю. А вы сможете найти, чем же они отличаются? (показывает картинки 2-х русалок). Дети находят 10 отличий. Водяной: Правильно, ребята, и с этой задачей вы справились. А составьте-ка вы задачу про рыб. Показывает рисунок. Дети решают задачу за столами, выкладывая решение цифрами и знаками. Водяной: Молодцы, дети, можете плыть дальше, я уверен, у вас все получится. Дети "возвращаются" в д/сад. Воспитатель: А в память о нашем путешествии мы нарисуем то, что видели: водоросли, рыб, морских животных разными средствами: красками, гуашью и тампонами, ладонью и щеткой. Дети выбирают средства изобразительности самостоятельно и рисуют по желанию. Из рисунков детей составляется панно "Морское дно".
Литература: Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. — М., Тв. центр, 2006 Программа "Радуга" 5-6 лет М., Просвещение, 1996 Соловьева Е.В. — Математика и логика для дошкольников. — М., Просвещение, 2000.
|