КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАЙНЫ ВОДЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА Воспитатель Дрыгина Наталья Алексеевна
Санкт-Петербург 2013 г Конспект совместной деятельности
Возраст детей: 6-7 лет Количество детей: 8 человек Длительность НОД: предположительно 40 минут Материалы и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, фартуки для труда, перчатки хирургические многоразовые, различные ёмкости для воды, контейнеры пластиковые, материалы для экспериментов (вода питьевая, краситель, сахар, соль, камни, термометр для воды, краски, лёд, чайник и т.д.), игра «Тонет-Не тонет», магнитная доска, картинки, вода питьевая бутилированная, глобус.
Цель: включить детей в исследовательскую деятельность; вызвать интерес; дать возможность проявить самостоятельность мышления. Задачи: • учить самостоятельно мыслить, уметь делать выводы, решать проблемные задачи; • развить любознательность, пытливость, наблюдательность,познавательные мотивы и интересы; • воспитывать в детях желание сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Современные технологии, использованные в НОД 1. Личностно-ориентированная технология, включающая в себе: • Исследовательская технология (проблемно-поисковая - обучение через открытие) • Коммуникативная технология (дискуссионная - поиск истины через обсуждение) • Технология имитационного моделирования (игровая) • Психологическая технология (самоопределенческая) - самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности. • Деятельностная технология - способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность и быть её субъектом. • Рефлексивная технология - осознание ребёнком этапов деятельности, какими способами достигался результат, что он чувствовал при этом. Если всё объединить то получиться интегральная технология - проектная деятельность. 2. Здоровьесберегающие технологии 3. Информационно-компьютерные технологии 4. Деятельный подход.
Подготовка: расстановка мебели и контейнеров, наполнение стеклянных ёмкостей водой, подготовка и раскладка дополнительных материалов, проверка мультимедийной системы. Предварительная работа с детьми: Предполагается экскурсия в музей воды «Путешествие с Капитошкой». Работа с глобусом и картой мира. Чтение загадок о воде в разных состояниях. Ход совместной деятельности:
Моя речь и мои действия Ответы и действия детей Здравствуйте дети, меня зовут Наталья Алексеевна. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Я пришла к вам в гости из соседнего садика. У меня возникла проблема. У меня и моих детей возник спор. Я думаю что вода - волшебное вещество. А они мне говорят что простое. А вы то мне что скажете?
Ответы разные. Давайте разбираться... По телевизору я увидела удивительный фильм про воду, сейчас я вам его покажу. Готовы раскрыть тайну воды? Послушайте замечательное стихотворение: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, из океана. Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. - Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана! На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана! - Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке Нам откликнется всегда океанская вода!
В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Я предлагаю стать на время настоящими учёными и разгадать тайну воды. У нас будет своя лаборатория, где мы поставим различные опыты. Для безопасности оденьте защитные перчатки и фартуки, это защитит наши руки и нашу одежду. А ещё у каждого из вас на фартуке есть номер, и на каждой коробке с опытом тоже есть номер, опыт будет ставить тот учёный, чей номер совпал с номером коробки.
1ый опыт «ВКУС ВОДЫ» Какой у воды вкус? Вот бутылка с питьевой водой, попробуй её. Какая она на вкус? Но мы с вами учёные, мы можем с помощью опыта добавить вкус нашей воде. Чтобы вода стала сладкой, что бы вы добавили в неё? Правильно, нужно добавить сахар в воду и размешать. Попробуй, какая она теперь на вкус? Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавили.
2ой опыт «ЗАПАХ ВОДЫ» Какой у воды запах? Возьми этот стакан, и понюхай воду. Какой запах у воды? На этом блюдце лежат разные предметы: апельсин, сахар рафинад, желудь, каштан, выбери, с помощью чего мы можем добавить запах воде? Сахар может добавить запах воде? А давай попробуем. А теперь выжимай сок апельсина в нашу воду. Понюхай, у нашей воды появился запах? Вывод: вода без запаха, но может его приобрести с помощью пахучих веществ.
3ий опыт «ЦВЕТ ВОДЫ» Какого цвета вода? Правильно. Чистая вода не имеет цвета, но мы с вами учёные, и можем сделать так, чтобы вода обрела цвет. Это пищевой краситель, что ты будешь с ним делать? Правильно. Добавляй краситель в воду. Вода обрела цвет! Молодец! Вывод: вода может окрашиваться, быть разного цвета.
А я хочу показать вам волшебство. С помощью волшебных слов я простую воду превращу в цветную. А поможет мне в этом учёные под номером 4 и 5. А вы нам все помогайте.
ФОКУС С ЦВЕТНОЙ ВОДОЙ: Ты вода-водица, светлая как иней, Стань вода-водица не простой, а синей. Ты вода-водица, друг ты мой студёный, Стань вода-водица не синей, а зелёной. Ты вода-водица, друг ты мой прекрасный, Стань вода-водица не простой, а красной.
Молодцы, у нас получилось волшебство!!! А мы с вами возвращаемся к своим опытам.
4ый опыт «ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ» Вот три стакана, потрогай их, и скажи, чем они отличаются. А чем мы можем измерить температуру воды? Правильно, градусником, только специальным, для воды. Опускай в стакан и измеряй.
Что мы видим? Вывод: вода имеет разную температуру в зависимости от окружающей среды. Например, ледяная вода где бывает? Тёплая? Горячая? Молодцы...
5ый опыт «ТЕКУЧЕСТЬ И ФОРМА ВОДЫ» Приготовим стеклянный стакан и колбу. Смотрите, колба какой формы? А стакан? У жидкой воды формы нет, она принимает форму ёмкости, в которую её налили. Выльем из колбы немного воды в стакан. Что вы заметили? Что делает вода? Правильно, она течёт. Это свойство называют текучестью. Согласны?
6ой опыт «РАСТВОРИМОСТЬ ВОДЫ» Учёному под номером 8 предлагается провести опыт с растворимыми и не растворимыми веществами. В коробочках разные вещества: песок, камень, соль. Ты будешь по очереди высыпать вещества в воду и размешивать. Что мы видим?
Правильно, молодец!!! Вывод: не все вещества растворяются в воде.
Теперь можно снять перчатки и передники, и сложить их в коробку, чтоб они нам не мешали.
Я хочу поиграть с вами в одну интересную игру, я её сама придумала. Она называется «ТОНЕТ-НЕТОНЕТ» (объясняю правила, играем) Молодцы ребята!!!
Присаживайтесь на стульчики. А вы знаете, что вода на нашей планете такая волшебная, что существует не только в жидком состоянии, но и в твёрдом, и даже в газообразном. Посмотрите на экран. В жидком состоянии она вот такая
Ещё есть твёрдое состояние воды, посмотрите на экран. И чтобы убедиться, что состояние действительно твёрдое, я дам вам потрогать льдинки, посмотрите какие они твёрдые. А руки у вас стали мокрые, потому что льдинки тают от тепла. Вывод: Лёд – это тоже вода.
А вот это газообразное состояние воды, или парообразное, потрогайте перчатку. Это только кажется что в ней ничего нет. Посмотрите на картинку, вот это чайник и в нём кипит вода, у меня тоже есть чайник, сейчас я его включу, и мы посмотрим, что произойдёт, когда чайник кипит, и попробуем поймать пар.
Чайник кипит, и этот опыт я сделаю сама, на коробочке мой номер. Чтобы не обжечься, я одену защитные рукавицы, а вы отойдите подальше на безопасное расстояние. На тарелочке осел пар, промокнём его салфеткой, посмотрите, она мокрая. Вывод: пар – это вода.
У меня для вас есть ещё одна игра «Три состояния»: это перчатки с разными состояниями воды, а это разные картинки. И их надо разделить на три части по состоянию воды.
Вы такие молодцы, просто умники и умницы, и конечно же настоящие учёные. Есть интересные исследования одного учёного. Посмотрите этот фильм.
Оказывается, вода не только волшебная, но и живая, и мы в этом с вами убедились. Она бывает добрая и сердитая. Сердитой она приходит к людям проливными дождями, наводнениями и цунами. И чтоб не злить водичку, как с ней надо обращаться? Посмотрите снова на глобус, на нашей планете огромное количество воды, но её надо беречь. Что нужно делать? Как уберечь воду? Правильно. Если её загрязнять, лить без пользы и не уважать её, то она может разозлиться. Значит её надо беречь.
Я думаю, что всё у нас получилось, и конечно же мы с вами с помощью наших исследований всё таки решили, что вода это волшебное вещество. Вы согласны?
А это пока самая обычная питьевая вода из магазина, но чтоб она стала волшебной, мы сейчас скажем ей самые добрые и замечательные слова. Возьмите её в подарок от меня.
А эта картинка для вас и для наших гостей. На языке воды это означает спасибо!
А на прощанье, я оставляю вам один конверт с опытами, которые вы можете дома с родителями провести и второй конверт с адресом моего садика. Вы обязательно нарисуйте мне рисунки с нашими опытами, или что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня. Конверт придёт мне по почте. Я покажу ваши рисунки моим детям, я думаю им очень понравится. Спасибо, до свидания!!!
|