Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Раз картошка, два картошка!»
Познание
Автор: Постолова Галина Борисовна   
12.01.2015 22:01

Проект «Раз картошка, два картошка!»Название проекта: «Раз картошка, два картошка!».

Автор проекта: Постолова  Галина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с  «Чебурашка», г. Когалым, 2014 год.

Тип проекта: групповой, информационно-экспериментально- исследовательский.        

Срок реализации: среднесрочный (октябрь - ноябрь).

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы № 11, родители.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность. Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Цель: формирование у дошкольников исследовательских интересов, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности  в союзе с педагогами и родителями.

Задачи:

  • учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • создавать условия для реализации исследовательского проекта;
  • расширять представления о способах проращивания картофеля;
  • формировать у дошкольников умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста картофеля;
  • развивать желание вместе со взрослыми выполнять трудовые поручения; развивать воображение, логическое мышление, познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
  • обогащать активный словарь детей по данной теме;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе;
  • привлекать родителей для участия в проектной деятельности.

 В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы его построения:

 • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 • научной обоснованности и практической применимости;

 • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

 • интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

 • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, в работе с родителями;

 • построение образовательного процесса на адекватной возрасту форме работы с детьми – игре.

Механизмы реализации проекта:

  • совместной образовательной деятельности педагога с детьми (в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов);
  • самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Ø для детей – активизация познавательной деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;
  • Ø для педагогов – повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Познание», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы;
  • Ø для родителей –  повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Продукт проектной деятельности: выставка рисунков и поделок, альбом «Опыты и эксперименты», проектный альбом «Раз картошка, два картошка», фотографии.

 

Этапы реализации проекта:

 

I  этап – «Проблемная ситуация» (1-я неделя октября).

  1. 1.Определение проблемы проекта.
  2. 2.Выбор группы участников.

Отправным моментом нашего исследования послужила беседа «Как я помогал маме собирать урожай», запланированная в рамках календарно-тематического планирования по блоку «Осень»,  разделу «Что нам осень принесла». Выслушивая рассказы детей, мы узнали, что Азамат помогал маме на даче выращивать и копать картошку. К сожалению, не все дети имеют такую возможность. Поэтому, мы с детьми решили выяснить, сможем ли мы вырастить картофель в нашей группе, какие условия более благоприятны для ее роста.

 

 

Для определения степени знаний детей  использовалась модель двух вопросов:

 

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Картофель – это овощ.

Картофель растет  в деревне, на даче.

Из картофеля готовят суп, пюре, его варят, жарят, пекут.

Как вырастить картофель в группе?

Какие условия нужны для роста?

Как за ним ухаживают?

Когда и как сажают картофель в землю и  собирают урожай?

 

II этап – «Проектирование» (2-я неделя октября)

  1. 1.Формулировка цели и задач группового проекта.
  2. 2.Прогнозирование результата проекта.
  3. 3.Составление ; разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
  4. 4.Подбор, приобретение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме.
  5. 5.Проращивание картофеля разными способами.
  6. 6.Обсуждение  проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

 

III этап – «Поиск информации» (3-4-я неделя октября, 1-3-я неделя ноября).

  1. 1.Реализация плана образовательной работы:  НОД, беседы, опыты и эксперименты с картофелем, экскурсии, игровая деятельность, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, поделки из природного материала), рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, разучивание стихов, загадок, пословиц, песен.
  2. 2.Привлечение к участию в проекте родителей, узких специалистов (инструктора по труду, музыкального руководителя).

 

IV этап - «Подведение итогов» (4-5-я неделя ноября).

  1. 1.Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов.
  2. 2.Стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.
  3. 3.Создание проектного альбома  «Раз картошка, два картошка», альбомов с детскими рисунками,  дневника  наблюдения за ростом картофеля в разных условиях, поделки из картофеля, пророщенный картофель.
  4. 4.Презентация проекта "Раз картошка, два картошка!" в рамках смотра-конкурса ДОУ.

 

Содержание образовательной работы с детьми

в процессе реализации проекта "Раз картошка, два картошка!"

 

 

Образовательные области

 

Виды детской деятельности

 

Социально-коммуникативное развитие

Д/и «Что сначала, что потом» (этапы роста картошки), физ. минутка «Шли с картошкой пирожки»,  с/р игра «Магазин овощей», «Шоферы», «Семья», инсценировка «Спор овощей», хороводная игра «Огородники»; развлечение «Сбор урожая».

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

НОД «Красный, синий, белый цвет – замечательный букет», «Во саду ли в огороде выросла картошка»; просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия); беседы: «Как картофель попал в Россию», «Что мы знаем о картофеле», «О труде картофелеводов», «Какое значение имеет картофель в жизни человека», «Что можно приготовить из картофеля»; рассматривание иллюстраций «Как картошка на стол пришла» (этапы выращивания и механизмы уборки), рассматривание иллюстраций из поваренной книги; экскурсия в детскую библиотеку (тема «Чудо овощи»); экскурсия на кухню д/с «Наблюдение за работой картофелечистки»; исследовательская деятельность (опыты и эксперименты с картофелем). Ухаживание за ростками картофеля, сбор урожая.

 

Речевое развитие

Чтение стихотворений о картошке, пословиц и поговорок, авторских сказок, разгадывание загадок, составление загадок, стихотворений, сказок о картофеле.

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Мешок картошки» (штампами), «Веселая картошка» (оживление картошки), лепка: «Собираем урожай» (ведро с картошкой), аппликация: «Собираем урожай»,  «Мешок картошки» (коллективная работа), поделки из природного материала (совместно с родителями). Разучивание песен о картошке.

 

Формы взаимодействия с родителями:

  • индивидуальные беседы с родителями;
  • помощь в подборке дидактического материала;
  • сочинение стихов, загадок, сказок о картофеле;
  • консультация «Картофель целитель»;
  • организация выставки муляжей овощей, сделанных своими руками, поделок из картошки  «Картофельные фантазии»;
  • помощь в оформлении проектного альбома «Раз картошка, два картошка!»;
  • фотоотчет о проделанной работе.

 

Результат этого проекта:

  • Ø В результате работы над проектом дети расширили свои знания о картофеле, способах  проращивания и условиях для роста.
  • Ø Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками; повысился интерес к познанию окружающего мира.
  • Ø Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

 

Перспективы на будущее по реализации проекта:

  1. продолжать наблюдение за ростками картофеля во время проведения «Огорода на окне» весной, т.к. это время года является более благоприятным для проращивания овощей, высаживание картофеля в открытый грунт, наблюдение и ухаживание за ним в естественных условиях;
  2. разработать перспективное планирование по проекту на следующий год в подготовительной группе;
  3. пополнить развивающую среду по теме;
  4. повышать познавательную активность детей в рамках экологической деятельности.

 

Рекомендации по использованию проекта:

Проект технологичен и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год