Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе |
Познание | |||
Автор: Моргунова Валентина Владимировна | |||
11.01.2015 00:10 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15» комбинированного вида «Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.» Моргунова В.В.,воспитатель г.Новокузнецк,2014г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1.Теортические основы наблюдения как средства формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе 1.1 Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе
1.2 Психолого-педагогическое исследование роли наблюдения в формировании у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе 1.3 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за сезонными явлениями в природе Заключение Список литературы Введение Один из путей общего психологического развития ребенка - это развитие познавательных способностей, позволяющих ему адекватно оценивать происходящие вокруг него сезонные явления и природные процессы. Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего мира для ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития его способностей и осознания окружающей его реальности. В связи с этим, мы рассматриваем наблюдение сезонных процессов дошкольниками, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. [3;8] При ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Развитие представлений о сезонных изменениях в природе может использоваться для развития интеллектуальных умений, так как оно представляет обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. Также необходимо отметить важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Нужно подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами. Непосредственно они являются основной доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой. Природа как окружающая среда, достаточно полно представлена в экологическом современно образовании. Но кроме этого в нем свое место должен найти и «мир природы», который будет способствовать развитию наблюдательности в процессе наблюдения сезонных изменений в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях природных процессов: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.[3;14] Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. Цель исследования: выявить теоретические основы наблюдения как средства формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Объект исследования: наблюдение, как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природных процессах. Предмет исследования: представления дошкольников о сезонных изменениях в природе. Задачи исследования: 1. Выявить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе. 2. Исследовать психолого-педагогическую роль наблюдения в формировании у дошкольников представлений о сезонных изменениях. (Рассмотреть процесс формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения) Глава 1. Теоретические основы наблюдения как средства формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. 1.1 Представления дошкольников о сезонных изменениях в природе Содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т.е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - сформировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка). В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков. Вывод: в дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений - начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя. [3;26] Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста. 1.2 Психолого-педагогическое исследование роли наблюдения в формировании у дошкольников представлений о сезонных изменениях природы Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все - и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большими педагогическими возможностями обладает наблюдение как метод ознакомления дошкольников с сезонами. Оно заключается в следующем: а) ежедневное наблюдение за погодой; б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада. Таким образом, в основе лежит повторяющиеся циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы - явлений растительного, животного мира и неживой природы. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д. Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер - это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.). Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, еще незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко - на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; тепло - на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно - дошкольники гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) - дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее - сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение. Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная. [5;10-11] Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, такую последовательность приемов. Понедельник - наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной прием - вопросы воспитателя к детям ("Какого цвета небо? Что на нем есть?" И т.д.). Вторник - дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использовать сравнение ("Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?"). Среда - воспитатель, чтобы у детей не пропал интерес на третий день наблюдений за погодой, использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любого другого персонажа любимого детьми, просит детей рассказать ему о погоде (по той же схеме). Использует разные предметы для определения ветра (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки описания, короткие стихи. Четверг - воспитатель меняет тактику: в присутствии всех де-1ей на прогулке дает поручение двум-трем ребятам самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, "контролируют" и корректируют его. Пятница - воспитатель может "случайно забыть" о наблюдении погоды, "вспомнив" об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: "Мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?" Прием рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоятельность детей в этих наблюдениях повысилась, они смогли сами заметить погодные явления. Суббота и воскресенье - дошкольникам дается домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем. В середине недели к наблюдениям погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем листья или нет; их много или мало; где их больше - на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение сам делает вывод: "Сейчас осень, октябрь - самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: листья ярко-желтые, но их на дереве немного, они опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает". Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы: по рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года. Воспитатель обращает внимание детей на покров земли - он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, появляется слякоть. Зимой земля однообразна - покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее надо замерять снегомером - специальной палкой в 1,5 метра длиной с условными делениями. Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не ходят люди, а снег не счищают. Зимние месяцы отличаются Друг от друга фактически лишь толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много. [5;22-23] Весной покров земли иной: сначала тают снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и, наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании - обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы. Таким образом, насыщенные разнообразные наблюдения за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы. Дошкольники знакомятся с сезонными явлениями природы, развивается интерес к наблюдениям, создаются яркие представления очевидных изменений в природе.[5;34] Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.[9;45] В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу. Пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так ребёнок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свой запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную.) В 4-5 лет ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель всё чаще говорит дошкольнику: будь внимательным, слушай внимательно. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется. .[9;46-47] Заключение Сегодня перед образовательным дошкольным учреждением как никогда остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как окружающая природа оказывает воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений, но и изменчивостью природных объектов и закономерной сменой явлений. Экологическое образование предполагает, прежде всего, осознание человеком себя, как части природы, неразрывную связь с ней. Особое место в достижении данной цели занимает дошкольное детство. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру природы - все это является основополагающими факторами успешного экологического образования. Решая задачи экологического образования в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости. В своей курсовой работе теоретически и практически раскрыта тематика начального формирования сезонных изменений в природе. Формирование происходит в ходе - экскурсий, прогулок. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на практических занятиях с использованием дидактических игр (рассматривание картин природоведческого содержания). Таким образом, занятия, проводимые педагогом-воспитателем, в процессе организации прогулок и экскурсий обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний о сезонных представлений в природе, расширяется природный кругозор умений и навыков детей дошкольного возраста. Список литературы 1. Работаем по программе «Пралеска» : пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е. А. Панько [и др.]. -- Минск : НИО, 2007. 2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с. 3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992 4. Клепина З.А. Природоведение / З.А. Клепина, Л.Ф. Мельчаков. - М.: Просвещение, 2006. - 438с.. 5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. - М., 1982 6. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005. 7. Николаева С.Н. экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика - Синтез, 2005.)[ 77]. 8. Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. 2001. 9. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников/ В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с.45-49. 10.Соломенникова О. А. экологическое воспитание в детском саду . Программа и методические рекомендации. 2-е изд.- М.: мозаика - Синтез, 2006. 11. Листок на ладони / Под ред. Л.М. Маневцовой:- СПб.: Детство-Пресс, 2005г. -112 с. Приложение 1 Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы Большими педагогическими возможностями обладает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца - вторую или третью - во всех группах детского сада планируются: 1. ежедневное наблюдение за погодой; 2.рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада; 3.ежедневная работа с календарём. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы - явлений растительного, животного мира и неживой природы. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и.т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, бельё на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д. Наблюдения за погодой включают три параметра: определение состояния неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть белым или серым, облачным, темным с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер - это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону развеваются волосы, летит пыль, мусор и др.). Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, ещё незнакомым с этим прибором, лучше обнаружить ее по собственной одежде, которая всегда подбирается по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко- на детях сарафаны, легкие платья, трусики, майки ;тепло- на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно - дошкольники гуляют в демисезонной одежде(куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз)- дети в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам: они постоянно проживают ее - сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение. Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента(небо, ветер, степень тепла или холода ), по которым определяется общее ее состояние : облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная. Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение. Можно использовать, например, такую последовательность приемов. Понедельник - наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной прием - вопросы воспитателя к детям (Какого цвета небо? Что на нем есть? и т. д.). Вторник - дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использовать сравнение (Посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое ? Оно такого же как вчера, или другого?). Среда - воспитатель, чтобы у детей не пропал интерес на третий день наблюдений за погодой, использует игровые приемы; выносит на улицу куклу, мишку, любого другого персонажа, любимого детьми, просит детей рассказать ему о погоде (по той же схеме). Использует разные предметы для определения ветра (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки- описания, короткие стихи. Четверг - воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке дает поручение двум - трем ребятам самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, ''контролируют'' и корректируют его. Пятница - воспитатель может ''случайно забыть'' о наблюдении погоды, ''вспомнив об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: ''мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня погода?'' Прием рассчитан на то, что за четыре предшествующих дня самостоятельность детей в этих наблюдениях повысилась, они смогли сами заметить погодные явления. Суббота и воскресенье - старшим дошкольникам дается домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник сообщить всем, последний раз отметить ее в календаре природы. В середине недели к наблюдениям погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния, Воспитатель выбирает одно листопадное дерево, которое дети тщательно рассматривают, выделяя следующие моменты: есть ли на нем листья или нет; их много или мало; где их больше - на дереве или под ним; какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение сам делает вывод : ''сейчас осень, октябрь -самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: листья ярко -желтые, но их на дереве немного, они опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает''. Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им.подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы: по рисункам дети видят все последовательные изменения в состоянии растений в разные времена года. В эту неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли - он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, трава вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, появляется слякоть .зимой земля однообразна - покрыта снегом, в некоторые местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее надо замерять снегомером -специальной палкой в1.5 метра длиной с условными делениями . Детям интересно измерять глубину снега на участке, возле забора, где его наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не метает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается там, где не ходят люди, а снег не считают. Зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снежного покрова: в декабре его немного, в январе больше, а в феврале очень много. Весной покров земли иной: сначала тают снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной и летом растут последовательно, каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона . В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: когда тепло, порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары; и, наоборот, они исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени, пока тепло, их можно видеть активными, при похолодании- обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы. Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы. Недельная методика ознакомления старших дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создает яркие представления очевидных изменений в природе. Приложение 2 Знакомство детей с комплексом явлений и сезонных изменений в природе На занятиях дети старших возрастных групп знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны. Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенное уменьшение света и тепла - влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармливаются и устраиваются на спячку, другие делают запасы кормов. Изучение уровня развития наблюдательности у старших дошкольников. Описание и анализ процесса формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения. Разработка комплекса сезонных наблюдений. Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается - дает мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывают вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под зем¬лей у них сохранились корни и корневища; животные зимуют по-разному - одни находятся в спячке, другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу. Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем луч¬ше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные животные. Все гото¬вятся выводить потомство. Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные животные растят свое потомство. Отношение детей выражается в познавательном интересе - они с удовольствием участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях -замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах). Приложение 3 Дидактические игры ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА " ВРЕМЕНА ГОДА" ЦЕЛЬ: Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. МАТЕРИАЛ: "Круглый год" - большой, размером на всю доску, вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой - зима, зеленой - весна, красной - лето, желтой - осень) Сюжетные картинки, наклеенные на фланель. 1 - я серия. Сезонные изменения в природе. Весна - солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето - теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем. Осень - листопад, туман, моросящий дождь. Зима - снегопад, метель. 2- я серия. Цветы : весенние - подснежники, тюльпаны, фиалки, летние - розы, ромашки, осенние - астры, георгины. Плоды: весенние - редис, зеленый лук, черешня, летние - клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки, арбузы, осенние - мандарины, лимоны, апельсины, яблоки. 3 - я серия. Животные: весна - птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами, лето - птицы кормят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень -косяки птиц перед полетом, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима - медведь в берлоге, птицы у кормушек. 4 - я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле. 5 - я серия. Развлечения детей: весна - дети пускают кораблики в ручье; лето - дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень - дети идут в школу, собирают ягоды, грибы; зима - катаются на санках, лыжах, коньках, развешивают кормушки для птиц. ХОД. Вращаем " круглый год" под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в природе. Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор. Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе - сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам. В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года. Вариант. Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз. Потом вместе проверяем. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА " ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ" ЦЕЛЬ: Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль. ХОД: Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: " Так бывает" или " Так не бывает" - и доказать, что бывает и что не бывает. Например: " Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься". Ученик должен сказать : " Так не бывает. Летом снега нет". Другой вариант рассказа: " Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки". Примерный ответ ученика: "Так бывает. Зимой можно играть в снежки". Приложение 4 Рассказ о природных явлениях, погоде «Старик - годовик» Вышел старик - годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик - годовик первый раз - полетели первые три птицы. Повеял холод, пошел снег. Махнул старик- годовик второй раз - полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик - годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.
|