Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Слёт юных лаборантов» |
Познание | |||
Автор: Попова Марина Сергеевна | |||
28.08.2021 12:42 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Слёт юных лаборантов» Возраст: воспитанники дошкольного возраста 6-7 лет. Форма проведения: познавательное занятие с элементами поисково-исследовательской деятельности с использованием практического экспериментирования. Цель: развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Задачи: Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов, аудиозапись, приглашения на Слет лаборантов (дети заранее получают приглашение). План: 1. Вводная часть (3 минут):
2. Основная часть (25 минут):
подведение итога деятельности. Вопросы и задания: Вопросы: Что такое «научная лаборатория»? Как надо вести себя в лаборатории? Что же в письме написано и от кого это письмо? Что изображено на картинке? Какого цвета песок? Какой песок? Что вы видите? Какой песок сухой или мокрый? Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Куда исчезла вода? Каким стал песок? Попробуйте влажный песок посыпать, что происходит? Из какого песка можно построить замок для Феи? Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Что вы знаете о воздухе? Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Где мы сегодня побывали? С какой профессией познакомились? Удачно ли прошли опыты? Всё ли удалось сделать? Понравилось ли вам участвовать в Слете лаборантов? Задания: Наденьте СИЗ (средства индивидуальной защиты). Вспомните правила безопасности при работе с песком. Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Насыпьте в тарелочки щепотку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его. Добавьте в чашечку с песком немножко воды. Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Поставьте кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) нарисуйте из кляксы фейерверк. Бросьте в стакан с лимонадом виноградину. Определите, в какой из этих банок вода соленая. Методы и приёмы:
Ход: 1. Вводная часть – 3 мин. В 8.50 в группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится Слет юных лаборантов в научной лаборатории. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!» Воспитатель: Ребята, вы слышали? Нас приглашают на Слёт лаборантов в научную лабораторию! А что такое «научная лаборатория» вы знаете? Воспитатель: Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно-технические эксперименты. В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы? Воспитатель: В лабораторию нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. В лаборатории всегда тихо и чисто. Лаборанты работают в белых халатах. Поэтому я вам предлагаю надеть халаты, маски, перчатки и отправиться в научную лабораторию (музыкальный зал). Воспитатель: Мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Сегодня, я предлагаю вам стать младшими лаборантами, а я буду старшим лаборантом. Наша лаборатория состоит из трех научных остановок. Старший лаборант (воспитатель): А кто знает, как надо вести себя в лаборатории? Старший лаборант (воспитатель): В лаборатории нужно четко выполнять мои инструкции, не надо толкаться, мешать друг другу, берем только те предметы, которые я назову. Основная часть (25 минут) Старший лаборант (воспитатель): Я приглашаю вас пройти к демонстрационному столу, где проводят опыты. Ребята, смотрите конверт, а в нем письмо. Что же в письме написано и от кого это письмо? Это письмо от Песочной Феи, давайте прочитаем, что же она нам написала. Старший лаборант (воспитатель): Ну что, ребята, поможем Феи? Что изображено на картинке? (песок). Значит, мы сейчас будем исследовать песок. Давайте вспомним правила безопасности при работе с песком: песок в рот не брать, не обсыпаться песком, не тереть глаза грязными руками. 1 научная остановка «Замок для феи» Старший лаборант (воспитатель): У вас на столах в чашечках находится песок. Какого он цвета? Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (сухой, сыпучий, рыхлый). Старший лаборант (воспитатель): Ребята, насыпьте в тарелочки щепотку песка и с помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрите его. Что вы видите? Какой песок сухой или мокрый? Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки). Как выглядят песчинки? (разной формы, разного размера). Осторожно дуньте на них, что произошло? Песчинки разлетаются, потому что они не прилипают друг к другу. Значит, в сухом виде каждая песчинка не прилипает друг к другу. Старший лаборант (воспитатель): Добавьте в чашечку с песком немножко воды. Куда исчезла вода? Каким стал песок? Попробуйте влажный песок посыпать, что происходит? Старший лаборант (воспитатель): Из какого песка можно построить замок для Феи? Старший лаборант (воспитатель): Правильно, влажный песок не сыплется и из него можно лепить, потому что, когда песок мокнет, воздух между песчинками исчезает и мокрая песчинка соединяется со своей соседкой песчинкой. Из влажного песка можно построить целый песочный замок. Раздаётся аудиозапись, голос Феи: Спасибо, ребята, я вам очень благодарна за проведенное исследование. Мне пора начинать строить свой замок, но перед этим я хочу подарить вам подарок. Я знаю, что на занятиях вы часто рисуете. Обычно вы это делаете красками и карандашами. Сегодня вы научитесь создавать «волшебные рисунки» с помощью молока и воздуха. 2 научная остановка «Чудеса на холсте» 2. 1. Старший лаборант (воспитатель): Сегодня мы с вами научимся рисовать красками на молоке. Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?
Старший лаборант (воспитатель): Жидкое мыло соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока Старший лаборант (воспитатель): Ребята, как вы думаете, можно ли прочесть письмо, написанное молоком? Хотите узнать? У меня в стакане налито молоко. На чистом листе бумаги, ватной палочкой я напишу слово. Молоко должно высохнуть. Теперь прочитать написанное невозможным. Беру утюг и проглаживаю лист бумаги. Буквы проявились! Старший лаборант (воспитатель): Под действием тепла молоко темнеет и буквы проявляются. Оказывается, молоко можно не только употреблять в пищу, но и использовать в качестве чернил для секретных писем. Раньше использовали невидимые чернила, которые при нагреве становились видимыми. 2. 2. Старший лаборант (воспитатель): Ребята, а что вы знаете о воздухе? Оказывается, с помощью воздуха можно рисовать. Сейчас мы попробуем нарисовать разноцветный фейерверк. На столах у вас есть краски, кисти, альбомные листы, трубочки и вода. Ставим кляксу и с помощью трубочки и воздуха (дуем в трубочку) рисуем из кляксы фейерверк, не задевая трубочкой ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, чтобы краска растекалась. Старший лаборант (воспитатель): Вот и готовы яркие и красивые рисунки. Ребята, а мы с вами увидели движение воздуха с помощью краски и коктейльной трубочки. Воздух не видим, зато мы его можем ощутить с помощью различных экспериментов. 3 научная остановка «Вкусная наука» Старший лаборант (воспитатель): Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину. Виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется. Старший лаборант (воспитатель): Под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка. Старший лаборант (воспитатель): А сейчас я дам вам непростое задание — определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя. (Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет). Старший лаборант (воспитатель): Молодцы, справились с заданием. Вы достойны права называться младшими лаборантами научной лаборатории. Сегодня на слете мы открыли путь в волшебную научную страну, в которой вас ждут еще более интересные открытия и чудеса. А сейчас нам пора возвращаться в группу. Заключительная часть (2 минуты) Воспитатель подводит итоги Слета лаборантов: - Где мы сегодня побывали? - С какой профессией познакомились? - Удачно ли прошли опыты? - Всё ли удалось сделать? - Понравилось ли вам участвовать в Слете лаборантов? Воспитатель: Мы сегодня замечательно поработали в нашей научной лаборатории, добились хороших результатов. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям и родителям. Продолжайте проводить опыты вместе со своими близкими! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте законы природы. Технические средства: музыкальный центр, МП-3 записи, аудиозапись. Другие дидактические материалы:
Методическая литература:
|