Тема: «Одежда»
Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная Цели: формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности. Предварительная работа: рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащенная практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряжение, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?», «О чем может «рассказать» одежда?»
Ход деятельности 1. Организационный момент. Слушание художественного произведения и его обсуждение. Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. Маршака
ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Надевать он стал пальто – Говорят ему: не то. Стал натягивать гамаши – Говорят ему: не ваши. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!..
Вопросы: 1. Что надевал на себя человек рассеянный? ( дети перечисляют.) 2. Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Это одежда) 3. Какую одежду носите вы? (Ответы детей) 4. Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? (Ответы детей)
2. Постановка проблемной ситуации - Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека.) - Одежду люди носят с давних времен. Сначала ее изготавливали из шкур животных, добытых на охоте, приспосабливали для одежды растения. Со временем у людей появилась одежда из растительных и искусственных тканей, она стала разнообразнее, прочнее, привлекательнее. Скажите, есть ли одежда у животных? Какова «одежда» зверей? (Они покрыты шерстью) - А есть ли «одежда» у рыб? (Рыба покрыта чешуей) - Какой наряд у птицы? (Тело птиц покрыто перьями.) -Так называемые «материалы» одежды у животных не меняются – либо шерсть, либо перо, либо чешуйки. Вспомните, кто из животных меняет одежду. Кто бывает беленьким, сереньким? (Заяц). Как вы можете это объяснить? А что меняют животные в своем одеянии? (Цвет). - Действительно, некоторые звери два раза в год меняют свои шубки: весной и осенью. А человек меняет свою одежду в зависимости от погоды и от ситуации, в которой он находится. - Какую одежду мы носим в разные времена года? (одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.) - Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики.) - Перечислите осеннюю и весеннюю одежду. (К осенней и весенней одежде относятся куртки, свитера, перчатки, колготки.) - Перечислите летнюю одежду. (Летняя одежда – это платья, сарафаны, шорты, футболки, гольфы, носки.) - В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая предназначена своя одежда. Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Золушка», где героиня сказки выполняет домашнюю работу, данную ей мачехой: моет, метет пол, перебирает зерна. - Что делает Золушка? Во что она одета? Почему? Для чего нужна домашняя одежда? (Домашняя одежда нужна, чтобы в ней удобно было выполнять бытовые дела, отдыхать после детского сада, школы, работы). - Назовите домашнюю одежду. (Рубашки, брюки, пижамы, платья, фартуки.) Воспитатель демонстрирует иллюстрации выступлений различных спортсменов. - Кто здесь изображен? Во что одеты гимнасты, пловцы, лыжники? Какую вы знаете спортивную одежду? (Это футболки, трико, шорты, спортивные купальники и т.п.) - Вы собрались идти с родителями в театр. Какую одежду вы наденете? (праздничный костюм, рубашку или красивое платье.)
3. Познавательная деятельность
1. Беседа по иллюстрациям «Одежда» - Назовите одежду, изображенную на иллюстрациях. (На одних иллюстрациях изображена спортивная, домашняя, сценическая, рабочая одежда, на других – принадлежности для сна, спортивный инвентарь, столярные, слесарные инструменты.) - Подумайте, можно ли соединить между собой эти иллюстрации? (Да, можно.) - С какой картинкой соедините рисунок ночной рубашки?(Картинку с ночной рубашкой нужно соединить с рисунком подушки, потому что оба предмета относятся к домашним вещам, причем ночную сорочку и подушку объединяет общее действие человека – он укладывается спать.) - С чем соединить картинку с изображением футболки? (Футболку нужно соединить с мячом. Это спортивная одежда.) - С чем соединить спецовку и комбинезон? ( Спецовку и комбинезон нужно соединить с инструментами. Это рабочая одежда.) - Кто шьет одежду? (Одежду шьют портной, швея, придумывает фасон модельер в ателье, дома же ее могут сшить мама, бабушка, старшая сестра на швейной машинке. Также одежду можно приобрести в магазине.) 2. Игра «Ателье» - Давайте поиграем! Хотите поработать в ателье? Закройщик и модельер подготовили детали пальто, а швее нужно их правильно сшить. - Какие детали нужно добавить, чтобы получилось зимнее пальто) (Меховой воротник) Примечание: можно эти детали по отдельности расположить на фланелеграфе. Ребенок, пожелавший быть швеей, прикладывает каждую деталь на свое место. 2. Разучивание стихотворения. - Предлагаю вам выучить стихотворение. Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая. - Продолжите стихи: Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему ...... (штанишки) З. Александрова 3. Беседа о названиях частей одежды. Далее целесообразно закрепить знание детьми названий частей одежды. Они могут использовать свою одежду. - Какие вещи одевают на руки? (варежки, перчатки) - Что надевают на ноги? (на ноги одевают колготки, носки, чулки, брюки, лосины, джинсы, гольфы) - Что повязывают на шею? (Шею повязывают шарфом, косынкой, платком) - Какие дополнительные детали имеются на одежде? (необходимые детали на одежде – это пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки)
Физкультминутка Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Ох, испачкалась одежда, Мы ее не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам ее спасти И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Порошок мы насыпаем, Всю одежду замочили, Пятна тщательно потрем, Постираем, прополощем, Отожмем ее, встряхнем. А потом легко и ловко Все развесим на веревках. А пока одежда сушится, Мы попрыгаем, покружимся. Дети садятся на свои места.
4. Развивающие игры и задания 1. Отгадывание загадок. Ребята, отгадайте загадки и назовите одежду. Входит в одну дверь, А выходит из трех. Думаешь, что вышел, А на самом деле вошел. (рубашка)
Толстая, пушистая, Из меха шелковистого, Греет очень хорошо. В ней удобно и тепло. (шуба)
Четыре вместе, один врозь, Впору, хоть его и брось. На руку надевается. Тепло сохраняется. (Варежка)
2. Описание одежды. На демонстрационном стенде размещена схема, по которой дети должны дать описание любого предмета одежды. Каждый ребенок выбирает какой-либо один предмет одежды. - Вам необходимо описать предметы одежды по данной схеме. Схема «Описание одежды»: 1. цвет одежды. 2. материал, из которого она сшита, 3. части (детали) одежды. 4. время года, когда носят эту одежду. (сезон) 5. для кого предназначена одежда? 6. действия с одеждой.
3. Настольно игровое задание «Надень на прогулку» - Это Маша со своей мамой. Они собираются на прогулку. Помоги им одеться. Найди и назови, какую одежду наденет Маша, а какую наденет мама. От каждого предмета проведи стрелочку к дочке или к маме. (разными карандашами) - Дети, вы хорошо справились с заданием. Мама и дочка пошли гулять. Мы с вами тоже отправимся в путешествие. Обычно, когда люди собираются в дорогу, они очень предусмотрительно поступают – основательно к нему готовятся. Что нужно взять с собой? (Ответы детей) итак, у нас «чемоданное» настроение. Будем укладывать вещи.
4. Дидактические игры А) «Собери вещи» На доску вывешиваются картинки с изображением двух чемоданов – с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки, изображающие предметы одежды. - Ребята, вы должны правильно распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки (с) и (ш). (Свитер, сарафан – в первый чемодан с буквой «С», а рубашка и шапка – в чемодан с буквой «Ш») Б) «Лишний предмет» - Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка); - Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли); - Одежда для тела ( куртка, шуба, шляпа, пальто). Выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет. В) «О чем может рассказать одежда?» - А теперь я вам покажу одежду, она «расскажет» вам о том, кто ее надевает. (показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды) - Кто это? (Пожарный, повар) - Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда? - От чего она защищает? (Это спецодежда, она защищает его от огня, одежда не горит.) - Зачем повару для работы нужен халат? (Он работает с продуктами, халат нужен, чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты.) -А колпак? (Чтобы волосы не попали в пищу.) - как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда) - Найди и покажи карточки с рабочей одеждой. - Кто работает в этой одежде? (Парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т.д.) - Молодцы! После работы всегда хочется отдохнуть. Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.) -А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать. - Куда можно пойти в такой одежде? Как отдохнуть?
5. Рефлексия Вопросы. - Давайте вспомним, с какими предметами мы знакомились на занятии. - Какие игры и задания вам понравились? -Что запомнилось больше всего? - А теперь ответьте на вопросы в стихотворении: дети, хочется спросить мне вас: что нужно надевать сейчас? Слушайте и размышляйте, А потом уж отвечайте!
На улице холод, мороз, Руки стынут, мерзнет нос. Ну а нам гулять пора. Что наденет детвора? (Ответы детей)
правильно, детишки, шубы, шапки и штанишки. Мы мороза не боимся, Нам тепло, мы веселимся. Зной, жара, и солнце светит. На прогулку вышли дети. В чем удобно вам гулять, От жары не изнывать? (Ответы детей)
майки, шорты и панамы, платья, трусики, пижамы. (Дети могут возразить.)
молодцы, мои друзья! В пижаме, конечно, гулять нельзя. Надев пижаму, ложись в кровать, Чтоб крепко, сладко....(засыпать).
Дополнительный материал
Загадки
У маленькой Катюшки Уселся на макушке Не мотылек, не птичка – Держит две косички. (Бант)
В обоих домиках темно, Зато жарище прямо, А коль засветится окно, Его починит мама. (Варежки)
Как только отправляются Они зимой гулять, Жильцы в дома вселяются, И в каждый – целых пять. (Перчатки)
Я любой девчонке Прикрою волосенки. Прикрою и мальчишке Стрижки – коротышки. От солнца я защита – Для того и сшита. (Панама)
Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. (Шляпа)
Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Он не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф)
Черная, а не земля, Пушистая, а не снег. Греет, а не печка. (Шуба)
Катюшки
В деревушке три Катюшки Взяли в руки три катушки, Шуре сшили сарафан, Сшили дедушке кафтан, Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам, Всем Андрюшкам и Наташкам Сшили яркие штанишки, Сшили пестрые рубашки. (А. Стройло)
Ромашки
Есть на новом платье У меня кармашки, На кармашках этих Вышиты ромашки. Ромашки, ромашки – Будто луговые. Ромашки, ромашки, Прямо как живые. (М. Плецковский)
|