Конспект НОД "Знакомство с лесом" Цель: Уточнить и расширить, имеющиеся представления детей о лесе и его обитателя. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которым приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; а также память, связную речь, умение активизировать, делать выводы, воспитать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Словарная работа: обитатели, животные, растения, приспособленность. Материал: картинки леса, картинки с изображением насекомых, зверей, деревьев, кустарников.
Ход занятия
Беседа с детьми. Ребята, кто был в лесу? Молодцы, вы все были в лесу. Я тоже была в лесу. Ребята, а что такое лес? Лес- это, конечно, деревья. А какие деревья растут в лесу? Дети перечисляют: березы, ели, дубы, сосны, липы, пихты, орешник. Молодцы дети, вот, сколько деревьев вы знаете. А хотите послушать историю, которая со мной приключилась? Нужно сказать, ребята, что я очень люблю рисовать, как и вы. Взяла я полотно и краски и отправилась в лес, чтобы нарисовать его. И стала я рисовать деревья. Очень хорошие получились у меня деревья. И так похожи, что казалось вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветки берез. Воспитатель вывешивает на доску деревья осину, ель, березу. А в углу, ребята, я нарисую маленького человечка с большой бородой - Старичка-лесовичка. Потому что, какой же это лес без лесовичка. Вдруг я услышала звон ручейка, захотелось мне пить. Оставила я картину и спустилась к речке попить водички. А когда вернулась, увидела, что лес засох. - Что случилось? – удивилась я. Почему лес мой засох? - Какой же это лес? – вдруг услышала я. Это не лес, а одни лишь деревья. Посмотрела я в угол картины и поняла, да это же старичок - лесовичок со мной разговаривает. - Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? – продолжал лесовичок. - Не может, - согласилась я и принялась рисовать новую картину. Я опять нарисовала деревья и они получись ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди травы множество ярких цветов. - Вот теперь хорошо. Теперь у меня получился настоящий лес. - Ты забыла нарисовать грибы. - А разве в лесу обязательно должны быть грибы? - Без них леса не будет. И я в своём лесу нарисовала грибы, но лес продолжал чахнуть. - Это потому что в твоём лесу нет насекомых. Я взяла кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки. Через некоторое время я увидела, что картина меняется на глазах. Вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли голые, как зимой. - Это ты виноват! – закричала я. Ты велел нарисовать насекомых, а они съели весь лес. - А ты нарисуй птиц, – сказал лесовичок. Потому что настоящий лес не может быть без птиц, жаб и ящериц и разных зверей. Я устала с тобой спорить - я взяла кисти, краски. Долго я работала стараясь ничего не упустить. - Вот теперь это настоящий лес, - теперь он будет жить. И исчез (снимаю картинку лесовичка). - Наверное, спрятался в лесу. Ведь прячутся в нём тысячи-тысячи жителей, и прячутся так, что их невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть лес.
Физминутка. Отдых на полянке.
Фантазии детей. - Давайте, ребята, с вами пофантазируем. Смотри в лесу как бы несколько этажей. Верхний этаж – это самые высокие деревья (сосны, дубы). Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа, ольха). Затем идут кустарники (орешник, калина, боярышник). А на нижних этажах – травы, грибы, ягоды.
Слушанье пословиц (читает воспитатель) Растение – земли украшение По лесу ходи под ноги гляди Лес не школа, а всех учит Лес и вода – брат и сестра
Телеграмма Сороки-белобоки. Ой, ребята, а кто это к нам прилетел? Сорока-белобока. Посмотрите, что у нее в клюве письмо. Давайте мы его откроем и прочитаем. Оказывается, вам передают лесные жители «Правила друзей леса». Много леса – не губи, Мало леса – береги, Нет леса – посади. - И в лесу ты не будешь кричать, а услышишь шелест листвы, пение птиц, шорохи лесных зверей. - Зимой ты подкормишь лесных зверей и увидишь их следы. - Как хорошо будет, если ты посадишь дерево, а оно даст тень. - Ты уберешь на поляне мусор, и травы и кусты оживут.
Упражнение «Разговор с лесом» Когда мы гуляем по лесу и крикнем «Ау», эхо подхватит и повторит. Оно повторит любое ваше слово. Спросите у кукушки, сколько ей лет. «Ку-ку», - она ответит. Ку-ку, ку-ку – много-много раз.
Вот и закончилось наше путешествие в лес Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады, Добрый лес, могучий лес, Полный сказок и чудес!
|