Программные задачи: Образовательные: - Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами. - Учить детей на силуэтах, составлять узор из элементов татарского орнамента: листочки, тюльпан, веточки. Развивающие: -Развивать интерес к культуре народов своего края. -Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность. Воспитательные: -Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к татарскому народному орнаментальному искусству. Словарная работа: читек, тюбетейка, калфак, орнамент, тульпан. Материалы и оборудование: Куклы в татарской национальной одежде, образец работы, силуэты сапожек «читек», краски, кисти, вода в непроливашках, салфетки, иллюстрации. Предварительная работа с детьми: -Беседа о праздниках, костюмах. -Рассматривание кукол в татарских национальных костюмах, иллюстраций. -Чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.
-Аппликация «Татарские калфак и тюбитейка » Ход занятия: Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель: Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло! Дети: Здравствуйте! Это еще не все гости! Стук в дверь( звучит татарская медленная музыка) внести 2 куклы в тат. Национальных костюмах мальчик и девочка, но без головных уборов. Воспитатель: Это Адель и Аделина, мы будем рассматривать их костюмы. Татарская земля родная, Традиций нам не счесть твоих. Другого мы не знаем края Где б так же почитали их. Воспитатель: Ребятки, о чем стихотворение? Дети: О республике Татарстан, родине. Воспитатель: Это стихотворение написал Алексей Анисимов.Мы с вами живем в Реаспублике Татарстан, изучаем татарский язык. Сегодня мы с вами поговорим об одежде, которую носили наши прабабушки и прадедушки, об элементах тат. национального костюма. Ребятки, давайте рассмотрим получше, костюмы наших кукол - помощников. Татарский женский национальный костюм состоит из платья, затем одевают камзол или фартук, сапоги- ичеги, читек. Все расшито орнаментом, который включает элементы узора(цветы-тюльпаны, листья, веточки) Какой, ребятки это орнамент? Дети: Растительный! Воспитатель: Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаровары- штаны, сапоги-ичеги. Ребята, чего же не хватает? Воспитатель: Головных уборов. Женщины одевали калфак, мужчины тюбетейку. Дети подходят рассматривают тюбетейки, и калфаки, примеряют. Дети садятся на свои места. Воспитатель: Ребята, а теперь слушайте и смотрите на меня внимательно, мы будем украшать читек-сапожки. Физминутка Давайте мы с вами поиграем в тат. национальную игру «Тюбетейка» Дети под быструю татарскую мелодию, одевают на голову тюбетейку и передают ее следующему, на ком музыка остановиться, то должен будет станцевать, или рассказать стишок! Поднимает кукла руки Вверх-вниз, вверх-вниз! А потом она танцует Покружись, покружись После танца всем ребятам поклонись, поклонись. Воспитатель: А теперь, мы будем украшать наши сапожки орнаментами!
Включается татарская мелодия, дети красками рисуют орнаменты на готовых силуэтах сапожек читек.
Воспитатель обращает внимание на осанку. Готовые работы собирают на стол.
Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились сапожки. Все очень постарались, у всех работы получились разные и интересные! Мы их с вами унесем в наш мини - музей татарского народа.
Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня?
Ответы детей
Воспитатель: Все молодцы старались, аккуратно работали.
Ребятки а теперь мы попрощаемся с гостями и пойдем пить чай, с нашими куклами, с татарским национальным блюдом, которое называется «чак-чак»!
Использованная литература:
1. «Туган телдә сөйләшәбез: 5 – 7 яшьлек балаларны туган телдә сөйләшергә өйрәтү буенча методик ярдәмлек» / Төз.: З.М.Зарипова, Л.Н.Вәҗиева, 2. Р.С.Зөфәрова һ.б.- Казан: ФОЛИАНТ, 2012.- 304 б. .«Раз – словечко, два – словечко...: занимательное обучение татарскому языку», Шаехова, Р. К..– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011.– 96 с. : илл. 3. Бурганова Р.А.Татарский орнамент в изобразительной деятельности. – Казань, 2002.
|