Тема: "Удивительные камни" Направление. Познавательное. Возраст: дети 4 лет, средняя группа Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная. Цели: • Дать понятие о камнях и их свойствах. • Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. • вовлечь детей в исследовательскую деятельность по определению признаков и качества камня (разноцветный, круглый, овальный, острый, гладкий, шершавый, колючий, холодный, теплый, гремит, прочный, крепкий, твердый) и его пользе;
• закрепить правило безопасности (кидаться камнями опасно) ; • Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. • Воспитывать стремление добиваться хорошего результата; развивать речь Планируемые результаты: Самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Методические приёмы: наглядный (использование картинок, дидактических игр); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия Наглядные средства обучения. Карточки к играм«Природа –не природа», «Живая – не живая природа» обручи, Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей. Индивидуальная работа. Развивать внимание, умение доводить опыт до конца у Данила Ш, Левы Ш, Тимура К. Словарная работа: камни, глина, шороховатые, влажные. Структура 1.Беседа о природе, игра «Природа –не природа» 2. Игра «Живая – не живая природа» 3. Лаборатория исследователей. 4 Итог занятия
Ход НОД. Воспитатель и дети заходят в группу и встают в круг на ковре. Воспитатель. Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает? (предметы) А если мы бы с вами оказались в лесу, то что бы нас окружало? (деревья, трава, цветы, насекомые) А как это все назвать одним словом? (природа) Посмотрите, у меня на карточках нарисованы предметы, сделанные руками человека, и объекты природы -А как мы можем отличить, что природа, а что нет?(в природе все растет, развивается, и появляется от другого растения или животного, а вещи сделаны человеком, и они уже больше сами не изменяться) Картинки с природой будем класть на картинку с бабочкой, а картинки вещей, сделанных человеком на картинку с человеком. (дети выполняют задание) Игра «Природа – не природа» Ребята, но природа бывает тоже разной, Трава – это природа? А солнце? Трава живая? Да, правильно, живая, потому что она растет, дышит, дает семена для новых трав. А солнце- живое? Нет, это горячая звезда. Значит природа бывает живая и неживая. Давайте разложим картинки с природой – в зеленый обруч положим картинки с живой природой, а в желтый – картинки с неживой природой. Игра «Живая и неживая природа» Правильно, а камни это живая или не живая природа? Они же не растут, не двигаются, значит это неживая природа. А в каких местах много камней? (в море, в реке, в горах)
-Мы сегодня опять отправимся в лабораторию. Давайте вспомним, какие правила надо соблюдать в лаборатории? ( работать аккуратно, не торопиться, не мешать друг другу) Правильно, проходите за столы. Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. Давайте рассмотрим камни, которые лежат на подносах у каждого из вас.
Опыт № 1. Определение цвета и формы. Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Опыт №2 Определение размера. Все камни одинакового размера? – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Опыт № 5. Определение веса. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Опыт №6 Определение температуры Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.) Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Опыт № 7 Камни тонут в воде. Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель. Давайте с вами побудем теперь строителями. И построим из камня стены для дома. Дети пытаются выложить из камней стены, но они рассыпаются. Воспитатель. Камень настолько твёрд, что очень нелегко придавать нужную форму стенам и скреплять камни друг с другом. На помощь пришла глина. Из сырой глины можно строить и лепить, скреплять между собой камни Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего запомнилось? Хотели бы вы еще позаниматься в лаборатории? Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?
|