Ковалёва Любовь Михайловна Воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Золушка» г.Губкин, Белгородской области
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Безопасность», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация». Цель: -закрепить знания детей о понятиях «пассажир»; -дать знания о том, что пассажирский транспорт останавливается только на специально отведённых местах - остановках, обозначенных специальным указателем;
-воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, вежливое отношение друг к другу; -активизировать глагольный словарь.
Материалы и оборудование: детские стульчики, изображающие салон автобуса, 2-3 стойки с указателями автобусных остановок, 2-3 стойки с любыми дорожными знаками; картинки с изображением ситуаций в транспорте; коробка с вырезанным отверстием, изображающая гараж, игрушечный автобус, рули, картинки - одна, где изображена остановка в соответствии с правилами, 2-3 картинки, где автобус остановился не по правилам, например, на пешеходном переходе, на повороте и др., «светофорчики» красного и зелёного цветов, эмблемки прямоугольной формы с одной стороны - указатель автобуса, с другой- улыбка (аппликация) - на каждого ребёнка.
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, мне загадали загадку, но я не знаю ответа. Может, вы мне поможете? -Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: В нашем «гараже» (показывает коробку с закрытыми «воротами») находится правильный ответ. Мы откроем ворота и проверим, отгадали или нет. Ребёнок достаёт из коробки игрушку автобуса. Воспитатель: Для чего людям нужен автобус? А как вы думаете, может ли водитель автобуса останавливаться там, где захочет? (ответы детей). Воспитатель: Конечно, нет. Автобус останавливается в специально отведённых для остановок местах, которые обозначаются указателем «Автобусная остановка» (показывает указатель). Чтобы его лучше было видно издали, указатель имеет ярко жёлтый цвет, на котором написана буква «А», что означает- внимание, остановка автобуса. А теперь вы будете водителями автобуса.
Подвижная игра «Водители». Детям раздаются рули, в разных местах группы устанавливаются стойки с дорожными знаками и указателями автобусных остановок. Дети-водители едут, по сигналу подъезжают к указателю остановки. Если ребёнок остановился не там, где положено, обсуждают, что он нарушил. Игра проводится 2-3 раза, можно менять знаки местами. Воспитатель: Молодцы, все водители останавливались на остановках Но не только указатель указывает место остановки. Как вы думаете, автобус может останавливаться на проезжей части. Почему нет?( дети размышляют, объясняют свои предположения). -Если автобус остановится на проезжей части, он будет мешать мимо проезжавшему транспорту, а так же пассажиры могут подвергаться опасности. Чтобы этого не происходило, на автобусных остановках делают специальные заезды, которые называются «карманами». Благодаря таким «карманам» остановившийся автобус никому не мешает, а пассажиры выходят спокойно на тротуар.
Дидактическая игра «Водитель на остановке». На доске выставляется несколько картинок, где нарисован автобус на остановке, на проезжей части, на пешеходном переходе, перед поворотом и др. Предложить детям найти картинку, где автобус остановился по правилам. Объяснить свой выбор.
Воспитатель: А теперь пора нам прокатиться в автобусе. Как называют людей, которые едут в автобусе? (Пассажиры). -А может автобус ехать без шофёра? (Нет). -Тогда нам надо выбрать шофёра. (Ребёнок-шофёр занимает место «за рулём»). -А каким должен быть шофёр? (внимательным, вежливым и др.) -А каким должен быть пассажир? (воспитанным, вежливым, добрым, культурным и др.) -Проходите в автобус и занимайте места. (Стульчики расставлены в два ряда). -Отправляемся в путь. Пока мы едем, поиграем в игру «Можно- нельзя»: 1.Разговаривать с водителем во время движения… 2.Ходить по автобусу во время движения… 3.Уступать место старшим… 4.Высовываться в окно, когда автобус едет… 5.В автобусе громко разговаривать, кричать… 6.В автобусе вести спокойно… 7.Становиться ногами на сиденье… 8.Играть и прыгать на остановке… и др.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете все правила поведения в общественном транспорте и никто вам не сделает замечание. Мы подъезжаем к остановке. Выходите. Физкультминутка.
С утра, перед дорогою пятнадцать раз подряд, - ходьба на месте Ворона-мама строгая- учила воронят: Дорога не тропинка, дорога не канава. - повороты вправо, влево Сперва смотри налево, потом смотри направо. А в травке за обочиной заняться по прыжкам, - прыжки на месте Кузнечик озабоченно твердит своим сынкам: Дорога не тропинка, дорога не канава. - повороты вправо, влево Сперва смотри налево, потом смотри направо. Сказать мне больше нечего, для всех один закон - плечи вверх-вниз Для кошек и кузнечиков, людей, кротов, ворон. Быть очень осторожными, чтоб нас не огорчить, - хлопки в ладоши И правила дорожные как следует учить: Дорога не тропинка, дорога не канава. - повороты вправо, влево Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Воспитатель: Зарядились? Молодцы. А теперь снова занимаем места и отправляемся в путь. Пока мы едем, поиграем в игру «Кто назовёт больше слов». Вопрос: что может делать автобус? Ответы детей: ехать, перевозить, сигналить, мчаться, стоять, проезжать, тормозить, гудеть, трогаться, поворачивать и др.
Воспитатель: Для того, чтобы закрепить ваши знания о правилах поведения в общественном транспорте внимательно рассмотрите картинки и ответьте, так должно быть или нет и почему. Детям предлагается взять «светофорчики». Если на картинке ситуация, как нужно вести в общественном транспорте - поднять зелёный «светофорчик», если нет, то красный.
Воспитатель показывает картинки с изображением различных ситуаций, например: -В автобусе мальчик сидит, а старушка стоит; -Ребёнок ногами стал на сиденье; -Два мальчика в транспорте щёлкают семечки; -Мальчик в автобусе ест мороженое; -Мальчик уступаем место старику и др. Дети объясняют ситуацию, делают выводы.
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. Выходите из автобуса». Вспомним, что нового вы узнали.(Ответы детей). -А какое настроение у вас было на занятии? Дети делятся впечатлениями. Воспитатель дарит детям эмблемки.
|