: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ» |
Безопасность детям | |||
Автор: Цаболова Татьяна Викторовна | |||
17.01.2024 19:58 | |||
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРИРОДЕ» Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, что обуславливает необходимость изучать и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения не только на улице, но и в природе. Определим понятие «безопасность». Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Безопасность человека (дошкольника) — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей. Безопасность — это обеспечение сохранности жизни и здоровья человека от угроз внутренних и внешних факторов среды. Следовательно, безопасность любого человека зависит в полной мере от его поступков, т.е. поведения. Обратимся к определению этого понятия. Поведение – образ жизни и действий. Этот термин имеет широкое значение. В контексте нашего исследования более уместно обратиться к понятию «безопасное поведение». Безопасное поведение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы большое внимание уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения. Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества. Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности дошкольников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. При знакомстве дошкольников с информацией об опасности, так или иначе развивается готовность детей к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.. Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует воспитателя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу. Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях. Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. Таким образом, безопасное поведение является закономерностью педагогического процесса, который заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематический процесс по подготовке дошкольников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса. Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др. В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др. Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.). Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа. С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры). К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления. В рамках нашего исследования мы остановились на анализе существующих программ дошкольного образования. Согласно требованиям ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО выделена образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Работа в этом направлении касаетсяусвоений норм и ценностей, принятых в обществе, развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.. Предлагается для реализации задач использовать различные психолого – педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения [Горина 2016: 72]. По требованию ФГОС каждая образовательная программа для ДОУ предполагает раздел, касающийся формирования основ безопасного поведения. Это отражается не только в содержании программ, но и предусматривает требования к уровню воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Считаем необходимым для нашего дальнейшего исследования обратиться к анализу авторских программ по ДО. В программу «Детство» (авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.,) включена область «Безопасность». Она направлена на формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы и др.) В данную программу включена образовательная область «Социально –коммуникативное развитие», в которую входит раздел «Формирование основ безопасности». Основные цели и задачи: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина) разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и природа»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:
Каждое направление состоит из небольших пунктов. Заключительный раздел программы включает основные принципы ее реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями воспитанников. В этой статье мы рассмотрели основные понятия безопасность и безопасное поведение дошкольников в природе и научные, организационные, программно – методические аспекты безопасного поведения ребенка и формирования основ безопасного поведения в природе.
|