Статья «Эффективные формы работы с гиперактивными детьми по обеспечению их безопасности». |
Безопасность детям | |||
Автор: Щербинина Ольга Владимировна | |||
04.07.2021 22:19 | |||
Статья «Эффективные формы работы с гиперактивными детьми по обеспечению их безопасности». Многие современные педагоги не понаслышке знают, что в детском саду сейчас много не только активных, но и гиперактивных детей. Зачастую и родители дошкольников обращаются с вопросами об этих особенностях развития к воспитателям, просят дать советы, оказать консультацию. Проблема действительно существует, но как подойти к её решению? Для начала обратимся к терминологии. Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
«Гипер.» – (от греч. Нурег – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движения-ми, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая – по норме – продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку: несформированность почерка). Исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне). Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Из своей практики приведу пример: в подготовительной группе детского сада, где я начала работать, был очень активный ребёнок, но с ним никто не хотел дружить и играть. Тогда я начала с ним взаимодействовать:
Работая с такими детьми долгое время, я наблюдала за ними и сделала вывод, что они больше, чем обычные дети, склонны к небрежности и легкомыслию в плане безопасного поведения в окружающей их действительности. Об этом свидетельствует печальная и даже страшная статистика региона, в котором находится наш детский сад… Поэтому несколько лет подряд я искала, пробовала и начала применять эффективные формы работы с гиперактивными детьми в ДОО, чем и хочу поделиться сейчас:
ЛЭПБУК Тема лэпбука: «Безопасное детство» Рассчитан на возраст детей от 4 до 7 лет. Цель лэпбука: формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности в окружающей действительности. Задачи:
Составляющие части лэпбука Лэпбук состоит из центральной части и боковых (левой и правой), причём центральная ещё имеет и нижнюю часть. Верхняя центральная часть условно разделена на 2 части- «Безопасность дома и на улице», продолжение -на боковинках (левой и правой). Слева-материал по разделу «Безопасность дома», и акцент сделан на противопожарных мерах. В этой части имеются карманы:
Справа-материал по разделу «Безопасность на улице», и акцент сделан на безопасное поведение на дороге. В этой части имеются карманы:
На нижней центральной части имеются «Стихи» и «Загадки», связанные с общими основами безопасности, а также игра-ходилка. Применение лэпбука в совместной деятельности взрослого с ребенком:
Использование лэпбука при организации работы с детьми по профилактике безопасного поведения, на дорогах, при пожаре и в быту обеспечивает успешность по реализации ФГОС ДО, помогает сформировать целевые ориентиры, в частности такого как «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения», является эффективным механизмом освоения навыков безопасного поведения.
|