Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности.
Безопасность детям
Автор: Омельченко Татьяна Николаевна   
09.12.2020 04:32

Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности.Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности актуальна для любого возраста и признается во всем мире. А безопасность жизни детей считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. И в первую очередь от нас взрослых. Ведь именно задача взрослых состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными жизненными ситуациями, наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной экстремальной ситуации.

В работе со старшими дошкольниками мною было замечено, что в неординарных ситуациях дети часто затрудняются принимать правильное решение, не знают, как избежать опасности, к кому обратиться за помощью. В ходе анкетирования родителей детей выяснила, что 60% родителей очень редко ведут беседы о правилах ОБЖ со своими детьми, 30% — беседуют на эту тему с ребенком только по ситуации, и только 10% — постоянно обсуждают возможные варианты выхода из опасных для здоровья и жизни ситуаций. Из этого стало понятно, что проблема безопасности жизни и здоровья детей актуальна и в нашей группе. Это послужило основанием для выбора темы проекта — «Азбука безопасности для дошколят».

 

Для вовлечения родителей, с целью возможного их участия в реализации проекта, результаты их анкетирования, цели и задачи проекта обсуждались и были сформулированы на родительском собрании. Проект «Азбука безопасности для дошколят» стал по форме — групповой, по содержанию — информационно-познавательный, исследовательский, творческий, по длительности — долгосрочный (год). Далее были определены главные направления совместной деятельности для всех участников проекта: воспитателей, родителей и детей.

Все содержание проекта направлено на создание условий для обучения старших дошкольников безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Проект включает шесть тематических блоков: «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и взрослый»; «Ребенок дома»; «Ребенок на улице»; «Ребенок и природа», в которых раскрывается система работы по освоению детьми дошкольного возраста правил личной безопасности в различных видах деятельности, по включению родителей в образовательный процесс, по использованию условий социума. Работа по каждому блоку осуществлялась путем интеграции образовательных областей, через различные формы образовательной и продуктивной деятельности: беседы, презентации, проблемно — игровые ситуации, игры-тренинги, поделки и рисунки, выпуск стенгазет, изготовление игр.

В ходе работы по тематическому блоку «Эмоциональное благополучие ребенка» активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения понимать и выражать свои эмоции. Беседы, проблемно — игровые ситуации на тему: «Как избежать конфликта», игры «Угадай настроение», «Подари солнышко», «Ссоримся — миримся», помогали детям понять некоторые причины ссоры и способы выхода из конфликта, наладить добрые отношения между собой.

Игры «Угадай на вкус», «Где живут витамины», игры-драматизации (блок «Здоровье ребенка») помогли ребятам узнать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Инициатива детей сделать выставку «Вкусные и полезные» нашла поддержку среди родителей и отразилась в совместных поделках из овощей и фруктов.

А исследовательская деятельность «Где живут микробы» вызвала бурные обсуждения по вопросу, как бороться с микробами, как уберечься от болезней. Игры «Времена года и одежда», «Кто быстрее соберется на прогулку» помогли дошкольникам понять взаимосвязь сезонности одежды и здоровья. Вместе с родителями дети подбирали картинки для создания коллажа «Мы — за здоровый образ жизни». С помощью сюжетных игр, игр-тренингов ребята учились рассказывать о своих проблемах со здоровьем, получили общие представления об оказании первой медицинской помощи.

Тематический блок «Ребенок и взрослый» с помощью различных видов деятельности познакомил ребят с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, во дворе, когда они остаются одни дома.

Хочется отметить помощь родителей в чтении и обсуждении художественных произведений, в ходе которых дети усвоили ряд важных правил безопасности жизни по теме: «Сказка — ложь, да в ней намек – безопасности урок». Результатом данной работы стали рисунки, игры — инсценировки по изученным произведениям.

Вся образовательная и продуктивная деятельность (экскурсии к пожарному щиту, коллаж «Осторожно-огонь!», игра «Пожарные на учениях», выставка совместных творческих работ детей и родителей) с детьми на этапе работы по теме: «Ребенок дома» была направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, формирование у них умения набирать правильно номера служб спасения.

Рисование знаков запрета, игры — тренинги «Расскажи, что случилось?», настольные и дидактические игры «Опасности в быту», «Опасно-не опасно», способствовали закреплению правил безопасного поведения с бытовой техникой. Ребята прикрепляли знаки запрета на бытовую технику у себя дома, рассказывали родителям о правилах безопасного поведения в быту.

По инициативе ребят для младших дошкольников были изготовлена игра «Цветик-запретик», книжки — раскладушки, которые помогли познакомить малышей с правилами безопасного обращения с лекарственными препаратами, с предметами для шитья.

Опытно — исследовательская деятельность с водой позволила ребятам больше узнать о свойствах и значении воды. Ребята учились составлять перечень правил бережного пользования водопроводной водой, рассказывали о них и возможных последствиях неправильного обращения с водой детям других групп, учили, как экономно расходовать воду в быту.

Консультации для родителей (тематический блок «Ребенок на улице»), изготовление родителями макета «Проезжая часть», экскурсии к проезжей части, игры- тренинги «Школа пешехода», «Дорожные знаки» помогли в доступной для детей форме познакомить с основными правилами дорожного движения. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей совместно со старшими дошкольниками и юннатами «Школы был проведен блиц -турнир «Правила движения надо соблюдать!».

Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они успешно применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте.

Презентации «Правила ОБЖ зимой», «Безопасный Новый год», с-р игры «ЖКХ», игры-эстафеты «Ледяные дорожки», подготовленные детьми памятки «Безопасный Новый год» (тематический блок «Ребенок и природа»), игры со снегом, опыты со снегом способствовали активизации знаний по основным правилам поведения зимой и в новогодние праздники.

Наблюдения за растениями, беседы, продуктивная деятельность, игры «Кто грибочек угадает, тот меня и догоняет», «Грибы, ягоды» помогли научить детей различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать некоторые ядовитые растения. Игры «Полезные и вредные», «Кто, где живет», «Собачка», «Медведи и пчелы» — закрепить знания о правилах поведения при контакте с животными, насекомыми.

Игры-забавы с водой, проблемно-игровые ситуации «На море, на пляже», «Прогулки нам природу» подвели детей к пониманию необходимости соблюдения правил безопасности во время летнего отдыха, на природе.

В ходе организации совместной деятельности и мероприятий установились партнёрские взаимоотношения между всем участниками проекта: педагогами, детьми и родителями. Проект постепенно стал значимым для всех его участников.

Продуктами проекта стали:

  • макет проезжей части
  • альбомы для младших дошкольников «Твоя безопасность» (из рисунков детей старшей группы со стихами)
  • книжки-раскладушки «Опасные предметы» в подарок младшим дошкольникам
  • настольная игра «Цветик-запретик», игры-шнуровки, игры — лабиринты -лэп-бук «Будь осторожен!», бизиборд «Пункт МЧС»

- стенгазеты, коллажи по теме «Азбука безопасности для дошколят» (по тематическим блокам).

Все это способствовало созданию условий для самостоятельной игровой и познавательной деятельности дошкольников, для подготовки их к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями. Все продукты проекта ребята презентовали перед сверстниками соседних групп, дарили их младшим дошкольникам.

Было проведено итоговое родительское собрание: «Азбука безопасности для всей семьи», на котором родители были ознакомлены с результатами проекта и пришли к выводу: мало, просто читать, рассказывать, учить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя в различных ситуациях. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

Диагностика уровня усвоения знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по правилам ОБЖ, показала качественный уровень подготовки: 74 % детей уверенно называют и применяют правила ОБЖ, 61 % объясняют их значение.

Таким образом, в ходе реализации совместного проекта были достигнуты определённые результаты:

  • Создана предметно-развивающая среда, картотека, игры для знакомства детей с правилами безопасного поведения
  • Дети уверенно ориентируются на нормы и правила безопасного поведения в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия
  • Сформированы устойчивые знания и интерес к своей безопасности
  • Значительно повысилась самостоятельная активность детей
  • Улучшился микроклимат в группе, сближение детей в результате коллективного сотрудничества

-Педагоги в ходе метода проектирования — метода организации насыщенной детской деятельности — получили возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развить творческое и познавательное мышление дошкольников.

Особо хочется отметить то, как активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения делиться своими предположениями, впечатлениями и достижениями. Каждый ребенок учился взаимодействовать с окружающими людьми, оценивать свою значимость в коллективе, а значит и в обществе. Это — основной показатель готовности к школе. А главный показатель, конечно — качественный уровень знаний правил безопасности жизни и применения их на практике, основы которой заложил наш проект «Азбука безопасности».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год