Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности. |
Безопасность детям | |||
Автор: Омельченко Татьяна Николаевна | |||
09.12.2020 04:32 | |||
Знакомство старших дошкольников с правилами ОБЖ в рамках проектной деятельности. Проблема безопасности жизнедеятельности актуальна для любого возраста и признается во всем мире. А безопасность жизни детей считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. И в первую очередь от нас взрослых. Ведь именно задача взрослых состоит не только в том, чтобы уберечь и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными опасными жизненными ситуациями, наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной экстремальной ситуации. В работе со старшими дошкольниками мною было замечено, что в неординарных ситуациях дети часто затрудняются принимать правильное решение, не знают, как избежать опасности, к кому обратиться за помощью. В ходе анкетирования родителей детей выяснила, что 60% родителей очень редко ведут беседы о правилах ОБЖ со своими детьми, 30% — беседуют на эту тему с ребенком только по ситуации, и только 10% — постоянно обсуждают возможные варианты выхода из опасных для здоровья и жизни ситуаций. Из этого стало понятно, что проблема безопасности жизни и здоровья детей актуальна и в нашей группе. Это послужило основанием для выбора темы проекта — «Азбука безопасности для дошколят».
Для вовлечения родителей, с целью возможного их участия в реализации проекта, результаты их анкетирования, цели и задачи проекта обсуждались и были сформулированы на родительском собрании. Проект «Азбука безопасности для дошколят» стал по форме — групповой, по содержанию — информационно-познавательный, исследовательский, творческий, по длительности — долгосрочный (год). Далее были определены главные направления совместной деятельности для всех участников проекта: воспитателей, родителей и детей. Все содержание проекта направлено на создание условий для обучения старших дошкольников безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях. Проект включает шесть тематических блоков: «Эмоциональное благополучие ребенка»; «Здоровье ребенка»; «Ребенок и взрослый»; «Ребенок дома»; «Ребенок на улице»; «Ребенок и природа», в которых раскрывается система работы по освоению детьми дошкольного возраста правил личной безопасности в различных видах деятельности, по включению родителей в образовательный процесс, по использованию условий социума. Работа по каждому блоку осуществлялась путем интеграции образовательных областей, через различные формы образовательной и продуктивной деятельности: беседы, презентации, проблемно — игровые ситуации, игры-тренинги, поделки и рисунки, выпуск стенгазет, изготовление игр. В ходе работы по тематическому блоку «Эмоциональное благополучие ребенка» активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения понимать и выражать свои эмоции. Беседы, проблемно — игровые ситуации на тему: «Как избежать конфликта», игры «Угадай настроение», «Подари солнышко», «Ссоримся — миримся», помогали детям понять некоторые причины ссоры и способы выхода из конфликта, наладить добрые отношения между собой. Игры «Угадай на вкус», «Где живут витамины», игры-драматизации (блок «Здоровье ребенка») помогли ребятам узнать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Инициатива детей сделать выставку «Вкусные и полезные» нашла поддержку среди родителей и отразилась в совместных поделках из овощей и фруктов. А исследовательская деятельность «Где живут микробы» вызвала бурные обсуждения по вопросу, как бороться с микробами, как уберечься от болезней. Игры «Времена года и одежда», «Кто быстрее соберется на прогулку» помогли дошкольникам понять взаимосвязь сезонности одежды и здоровья. Вместе с родителями дети подбирали картинки для создания коллажа «Мы — за здоровый образ жизни». С помощью сюжетных игр, игр-тренингов ребята учились рассказывать о своих проблемах со здоровьем, получили общие представления об оказании первой медицинской помощи. Тематический блок «Ребенок и взрослый» с помощью различных видов деятельности познакомил ребят с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми на улице, во дворе, когда они остаются одни дома. Хочется отметить помощь родителей в чтении и обсуждении художественных произведений, в ходе которых дети усвоили ряд важных правил безопасности жизни по теме: «Сказка — ложь, да в ней намек – безопасности урок». Результатом данной работы стали рисунки, игры — инсценировки по изученным произведениям. Вся образовательная и продуктивная деятельность (экскурсии к пожарному щиту, коллаж «Осторожно-огонь!», игра «Пожарные на учениях», выставка совместных творческих работ детей и родителей) с детьми на этапе работы по теме: «Ребенок дома» была направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, формирование у них умения набирать правильно номера служб спасения. Рисование знаков запрета, игры — тренинги «Расскажи, что случилось?», настольные и дидактические игры «Опасности в быту», «Опасно-не опасно», способствовали закреплению правил безопасного поведения с бытовой техникой. Ребята прикрепляли знаки запрета на бытовую технику у себя дома, рассказывали родителям о правилах безопасного поведения в быту. По инициативе ребят для младших дошкольников были изготовлена игра «Цветик-запретик», книжки — раскладушки, которые помогли познакомить малышей с правилами безопасного обращения с лекарственными препаратами, с предметами для шитья. Опытно — исследовательская деятельность с водой позволила ребятам больше узнать о свойствах и значении воды. Ребята учились составлять перечень правил бережного пользования водопроводной водой, рассказывали о них и возможных последствиях неправильного обращения с водой детям других групп, учили, как экономно расходовать воду в быту. Консультации для родителей (тематический блок «Ребенок на улице»), изготовление родителями макета «Проезжая часть», экскурсии к проезжей части, игры- тренинги «Школа пешехода», «Дорожные знаки» помогли в доступной для детей форме познакомить с основными правилами дорожного движения. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей совместно со старшими дошкольниками и юннатами «Школы был проведен блиц -турнир «Правила движения надо соблюдать!». Наблюдения за детьми показали, что в процессе игровой деятельности они успешно применяют полученные знания на практике: правила движения по тротуарам и обочинам, правила перехода проезжей части, правила поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. Презентации «Правила ОБЖ зимой», «Безопасный Новый год», с-р игры «ЖКХ», игры-эстафеты «Ледяные дорожки», подготовленные детьми памятки «Безопасный Новый год» (тематический блок «Ребенок и природа»), игры со снегом, опыты со снегом способствовали активизации знаний по основным правилам поведения зимой и в новогодние праздники. Наблюдения за растениями, беседы, продуктивная деятельность, игры «Кто грибочек угадает, тот меня и догоняет», «Грибы, ягоды» помогли научить детей различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать некоторые ядовитые растения. Игры «Полезные и вредные», «Кто, где живет», «Собачка», «Медведи и пчелы» — закрепить знания о правилах поведения при контакте с животными, насекомыми. Игры-забавы с водой, проблемно-игровые ситуации «На море, на пляже», «Прогулки нам природу» подвели детей к пониманию необходимости соблюдения правил безопасности во время летнего отдыха, на природе. В ходе организации совместной деятельности и мероприятий установились партнёрские взаимоотношения между всем участниками проекта: педагогами, детьми и родителями. Проект постепенно стал значимым для всех его участников. Продуктами проекта стали:
- стенгазеты, коллажи по теме «Азбука безопасности для дошколят» (по тематическим блокам). Все это способствовало созданию условий для самостоятельной игровой и познавательной деятельности дошкольников, для подготовки их к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями. Все продукты проекта ребята презентовали перед сверстниками соседних групп, дарили их младшим дошкольникам. Было проведено итоговое родительское собрание: «Азбука безопасности для всей семьи», на котором родители были ознакомлены с результатами проекта и пришли к выводу: мало, просто читать, рассказывать, учить ребенка, нужно своим примером постоянно демонстрировать ему, как нужно правильно вести себя в различных ситуациях. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Диагностика уровня усвоения знаний, умений, навыков детей старшего дошкольного возраста по правилам ОБЖ, показала качественный уровень подготовки: 74 % детей уверенно называют и применяют правила ОБЖ, 61 % объясняют их значение. Таким образом, в ходе реализации совместного проекта были достигнуты определённые результаты:
-Педагоги в ходе метода проектирования — метода организации насыщенной детской деятельности — получили возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развить творческое и познавательное мышление дошкольников. Особо хочется отметить то, как активно решалась проблема непринужденного общения детей между собой, умения делиться своими предположениями, впечатлениями и достижениями. Каждый ребенок учился взаимодействовать с окружающими людьми, оценивать свою значимость в коллективе, а значит и в обществе. Это — основной показатель готовности к школе. А главный показатель, конечно — качественный уровень знаний правил безопасности жизни и применения их на практике, основы которой заложил наш проект «Азбука безопасности».
|