Хурс Наталья Николаевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 19 «Ручеек», г. Сургут «Безопасность ребенка в ДОУ» Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная по¬знавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взро¬слых — привить детям культуру безопасного поведения. Актуальность проблемы исследования на социальном уровне обусловлена потребностью современного общества в воспитании личности, готовой вести безопасный образ жизни, заботиться о своём здоровье и здоровье других людей.
Длительный период времени вопросами воспитания основ безопасного поведения дошкольные образовательные учреждения занимались эпизодично и часто формально. Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в бы¬ту, безопасность поведения с людьми — все это составляющие об¬щей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одерги¬вать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное созда¬ние с огромным багажом комплексов [1, с. 3]. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» впервые включают образовательную область «Безопасность» в федеральную составляющую содержания образования детей. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям [2]. В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность в каждой группе МБДОУ детского сада № 19 «Ручеек» имеются стенды где педагоги доносят информацию до родителей в виде консультаций, памяток, а также закрепляют знания практически во время проведения круглых столов по проблеме безопасности ребенка, на вечера развлечений и в круглогодичных выставках художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых. При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, семинары, деловые игры, психологические тренинги. Обучение дошкольников культуре поведения тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила безопасного поведения детей, а так же создавать все необходимые условия для этого. Таким образом, приоритетность обеспечения безопасности очевидна, она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов дошкольного учреждения. Список используемой литературы 1. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" — [Электронный ресурс ]. — 2005 — Режим доступа
|