Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте
Методическая разработка
Машарских С.В. Березовский
Актуальность:
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, о гибели детей в пожарах, о террористических актах с участием детей и других происшествиях мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка, например, останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Скачать конспект
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Если говорить ребенку ежедневно «Оглядывайся при входе в подъезд», у него тоже выработается привычка оглядываться. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому, это называется – навыки безопасного поведения.
Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части или на тушение пожара. Выработать привычку можно и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов, при проведении игр по формированию основ безопасного поведения, при чтении художественной литературы об опасных для жизни ситуациях и в других видах деятельности.
! Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важнейших проблем считаю формирование основ безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях.
Если соблюдение правил безопасной жизни станет для ребенка осознанной необходимостью, то и происшествий будет намного меньше. Исходя из этого, передо мной встала проблема: выработать у детей стереотип безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях. Необходимость решения этой проблемы привела к разработке и реализации курсовой работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Курсовая разделена по четырем направлениям:
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
- противопожарная безопасность;
- антитеррористическая защищенность;
- личная безопасность.
Цель: создание благоприятных условий, способствующих выработке у детей старшего дошкольного возраста стереотипа безопасного поведения.
Задачи по направлению «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»:
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения на дорогах.
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения на дорогах.
Предполагаемый результат:
- Дети знают правила дорожного движения и умеют находить верное решение в проблемной, опасной для жизни ситуации;
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих как участников дорожного движения.
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по профилактике ПДД
- Родители активны в вопросах профилактики ПДД.
Задачи по направлению «Противопожарная безопасность»:
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в пожароопасных для жизни ситуациях.
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ противопожарной безопасности
Предполагаемый результат:
- Дети знают правила пожарной безопасности, могут сами найти верное решение в проблемной, опасной для жизни ситуации.
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по противопожарной безопасности.
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в пожароопасных для жизни ситуациях.
Задачи по направлению «Антитеррористическая защищенность»:
- Формировать навыки поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
- Учить детей противодействовать терроризму.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
- Создать условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Предполагаемый результат:
- Дети знают правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, могут с помощью взрослого найти верное решение в стандартной опасной для жизни ситуации.
- У воспитанников сформировано чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по антитеррористической защищенности.
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
Задачи по направлению «Личная защищенность»
- Дать детям представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных).
- Прививать практические навыки поведения детей в некоторых стандартных опасных ситуациях.
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по личной безопасности ребенка.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в опасных для жизни ребенка ситуациях в быту, на улицах, в природе и др.
Предполагаемый результат:
- Воспитанник соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (проезд в лифте, нахождение одного дома, общение с незнакомцами, нахождение вблизи водоемов, обнаружение опасных предметов на улице, пользование колющими, режущими предметами и др.).
- Воспитанник владеет некоторыми способами безопасного поведения в современной информационной среде.
- Созданы условия развивающей предметно-пространственной среды по личной безопасности ребенка.
- Родители педагогически грамотны по вопросам безопасного поведения в чрезвычайных для жизни ситуациях.
Методы исследования работы — это изучение и анализ педагогической литературы, терминологического словаря, методических пособий, интернет ресурсов по проблеме выработать у детей стереотип безопасного поведения в опасных для жизни ситуациях. Далее исследование, обобщение, вывод.
|