Развивающая игра "Основы безопасности жизни" для детей 6-7 лет, автор Дербишева Е.С. Цель: закрепить знания детей по основам экологической культуры, ценностям здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами и безопасного поведения на улице. Материалы и оборудование: -Набор карточек-заданий для конкурсов. -Набор предметов для игры «Выбери безопасный предмет». -Набор предметов для игры «Пожарные». -Набор предметов для игры «Собери грибы в лукошко». -Набор карточек «Правила поведения в лесу». -Настольная дидактическая игра «Оказание первой помощи».
-Медали и подарки для награждения. Предварительная работа: -Проведение бесед и игр по Основам безопасности жизни. -Рассматривание плакатов, моделей-схем по правилам поведения в лесу. -Чтение рассказов о природе, стихов по ОБЖ. -Консультации по ОБЖ в родительский уголок. -Проведение игр-экспериментов. -проведение сюжетно-ролевых и треннинговых игр по ОБЖ. Ход игры (в игре участвуют 2 команды): Вначале игры дети делятся на 2 команды. Ведущий: Сегодня мы проводим викторину «Основы безопасности жизни». Наша игра разделена на 6 этапов, которые вы должны преодолеть. Команда, которая первая придёт к финишу, получает главный приз. Внимание, все игроки, на старт! Проведём разминку. Разминка: игра «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Ведущий: Итак, команды размялись. Начинаем нашу игру.
1-ый этап: «Контакты с незнакомыми людьми» 1.1. Игра «Свой, знакомый, чужой». Цель: закрепить понимания людей – «свои», знакомые, «чужие». Правила игры: каждая команда по очереди называет «своих», знакомых, чужих. Побеждает та команда, которая последняя назовёт чужого.
1.2. Игра «Вопрос – ответ» (по сказке «Приключения Буратино») Вопросы для 1-ой команды:
1) Правильно ли сделал Буратино, согласившись пойти с котом и лисой?
2) Что ему пообещали и что на самом деле хотели от него хитрые кот Базилио и лиса Алиса?
Вопросы для 2-ой команды:
1) Почему Буратино согласился пойти с ними?
2) Чем закончилась для Буратино эта история?
2-ой этап: «В мире опасных предметов». Цель: закрепить знания детей о том, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специальных отведённых местах.
2.1. Загадки «Опасные предметы». 1-ая команда: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
2-ая команда: Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь) 1-ая команда: Не хочу я молчать – Дайте вволю постучать! И стучит день-деньской Он железной головой. (Молоток)
2-ая команда: Конь стальной, хвост льняной, Подружись-ка ты со мной. (Иголка) 2-ой вариант: Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутину, я тяну. (Иголка)
1-ая команда: Скоро ест, мелко жуёт, Сама не ест, другим не даёт. (Пила) 2-ой вариант: Зубы есть, а рта не надо. (Пила)
2-ая команда: Я иголкина подружка, Только нет у меня ушка. (Пила)
2.2. Игра «Выбери неопасный предмет» (В игре участвует по два человека от команды. Правила игры: на двух столах лежат наборы предметов (опасных и неопасных). Каждой команде необходимо выбрать и положить в корзину только те предметы, которые неопасны для ребёнка.
3-ий этап: «Службы: «01», «02», «03».
Цель: закрепить знания детей о службах: «01», «02», «03».
3.1. Загадки «Пожар», служба «01».
1-ая команда: Шипит и злится, Воды боится, С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (Огонь)
2-ая команда: Тонкая девчонка, Белая юбчонка, Красный нос. Чем длиннее ноги, Тем она короче От горючих слёз. (Свеча)
Ведущий: Огонь из доброго слуги человека может превращаться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнём. Сам не справишь с пожаром, Этот труд не для детей. Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, Чтоб не всё сгорело!
3.2. Игра «Вопрос – ответ» (команды отвечают по очереди). Вопросы для 1-ой команды:
1) Если пожар небольшой, чем его можно затушить? Ответ: водой или накрыть плотным одеялом.
2) Можно оставаться в помещении, где начался пожар?
Ответ: нельзя. А что надо делать? Ответ: надо быстро уйти и позвать на помощь взрослых.
3) Если на вас загорелась одежда? Ответ: падать, и катаясь, сбивать огонь.
Вопросы для 2-ой команды:
1) Можно тушить водой горящие электроприборы? Ответ: нельзя.
2) Как должен везти себя человек, если он находится в задымлённом помещении? Ответ: надо намочить кусок ткани или платок водой, приложить к носу и рту, наклониться как можно ниже и постараться выбраться из задымлённого помещения. Нельзя прятаться в шкафах и под кроватью.
3) Люди, какой профессии борются с пожарами? Как они это делают? Ответ: пожарные.
3.4. Игра «Пожарные» Правила: в игре участвует один игрок от команды. На середину комнаты ставят два стула, на них раскладывают атрибуты костюмов пожарных (куртка, штаны, шлем), под стулья кладут верёвку. Стулья стоят спинками друг к другу. По команде каждый играющий должен быстро надеть костюм пожарного и вытянуть из-под стульев верёвку.
3.5. Служба «02». Дома я один остался, Кто-то дверь открыть пытался. Я тогда «02» набрал И полицию позвал. Не пройдёт пяти минут Как воришку заберут.
Игра «Вопрос – ответ» 1-ая команда: Для чего нужна милиция?
2-ая команда: От кого защищает нас милиция?
Для обеих команд: Если вы остались дома одни, а к вам звонит в дверь неизвестный человек, что вы должны сделать? (Ответ: Во-первых: ни в коем случае не открывать дверь. Если неизвестный попросит позвать старших, следует сказать примерно так: «Мама (или папа) сейчас занята и не может подойти.») 3.6. Служба «03» Не волнуйся и не плачь. Набери «03» скорее, И приедет к маме врач. Если что-нибудь случится, Помощь скорая примчится.
Игра «Вопрос-ответ»:
1-ая команда: Чем отличается машина «Скорой помощи» от любой другой машины?
2-ая команда: Для чего в машине «Скорой помощи» установлена сирена с мигалкой?
Общий вопрос: Почему «Скорая помощь» называется «скорой»?
4-ый этап: «Человек и природа»
Цель: воспитывать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
4.1. « Насекомые». Игра «Кто назовёт больше». Побеждает та команда, которая назовёт больше насекомых.
4.2. «Грибы». Игра «Собери грибы в лукошко». Правило: собирать только съедобные грибы.
4.3. « Правила поведения в лесу» (модели) Правила: Каждой команде выдаётся комплект картинок-моделей по правилам поведения в лесу. Задача: рассказать, что обозначает каждая модель поведения в лесу.
5-ый этап: «Здоровье» Цель: Научить детей заботиться о своем здоровье. 5.1. Общая игра «Хорошие и плохие привычки». Взрослый называет привычки, дети говорят: «Фу!» - если привычка вредная, «Ура!» - если полезная: - обращаться к взрослым на «Вы»;
- ковыряться в носу;
- вертеть пуговицы на одежде;
- откусывать ногти;
- заботиться о близких;
- играть с волосами;
- подкармливать птиц и животных;
- держать палец в носу;
- быть аккуратным;
- врать;
- долго сидеть у телевизора.
Физкультминутка
Ведущая: Чтоб расти нам сильными, Ловкими и смелыми, Ежедневно по утрам Мы зарядку делаем. К солнцу руки поднимаем, Дружно, весело шагаем, Приседаем и встаём И ничуть не устаём!
5.2. Игра « Полезные и вредные продукты». Каждая команда по очереди называет сначала вредные продукты, а затем – полезные. Побеждает та команда, которая даст больше ответов.
5.3. Игра «Оказание первой помощи». (Настольная игра)
6-ой этап: «Правила поведения на улице» Ведущая: По городу, по улице Не ходят просто так: Когда не знаешь правила, Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным И помни на перёд: Свои имеют правила Шофёр и пешеход.
Игра «Вопрос-ответ».
Вопросы для 1-ой команды: 1) Где должны ходить пешеходы? (Ответ: по тротуару.)
2) Где пешеходы могут переходить улицу? (Ответ: на перекрёстках, где есть линии или указатель перехода, или по линии тротуаров на перекрёстках.)
3) Где можно кататься на велосипеде? (Ответ: на детской площадке, во дворе.) 4) Вопросы для 2-ой команды: 1) Что такое перекрёсток? (Ответ: место, где пересекаются улицы.)
2) Какие сигналы светофора вы знаете? (Ответ: красный, жёлтый, зелёный.) Что обозначает каждый цвет светофора?
3) Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? (Ответ: если кататься на велосипеде по тротуару, то это мешает пешеходам, а если кататься по проезжей части, то можно попасть под машину.)
Ведущая: Правил дорожных на свете немало, Все бы их выучить нам не мешало, Но основное из правил движенья Знать как таблицу должны умноженья: На мостовой не играть, не кататься, Если ты хочешь здоровым остаться!
Подведение итогов викторины.
Ведущая: Вот и подошла к концу наша викторина. Капитаны команд, подойдите ко мне, посчитаем заработанные балы. (дети считают, выявляется команда-победитель. Награждение.)
Литература:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность»: учебное
пособие по Основам Безопасности Жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста.
|