Опыт работы по теме "Духовно- нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики". Цель: Развивать представления о семье, семейных традициях, отношениях, формировать представления о поддержании родственных связей, культурных традициях семьи, народа. Задачи: 1. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, связывающего людей в семье, стране; 2. Познакомить детей с понятием «сказочное слово», «светлый образ», «семейные традиции», «жизненный путь», «традиции дела». 3. Развивать желание детей взаимодействовать со взрослыми, содействовать установлению доброжелательных связей между взрослыми и детьми на основе народных традиций. 4. Воспитывать уважительное отношение в процессе взаимного общения, умение выслушать, поделиться своим мнением. 5. Продолжать осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, используя современные инновационные технологии.(музейную педагогику) Средства:
· Решение проблемных ситуаций · Дидактические игры; · Консультации для родителей; · Изготовление альбомов, игр; · Художественно-продуктивная деятельность; · Познавательные занятия, досуги, экскурсии; · Моделирование ситуаций; · Беседы; · Музейная педагогика; · Создание видеофильма. Создание развивающей среды: 1. Подбор перечня литературы по изучаемой теме (сказки, притчи, стихи, пословицы, иллюстрации, художественная литература). 2. Подбор информации о русских именах для создания альбома. 3. Сбор информации о традициях в семьях воспитанников. 4. Изготовление альбома «Тайна моего имени». 5. Изготовление наглядной схемы жизненного пути человека (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость) 6.Создание фотовыставки «Калейдоскоп поморских ремёсел» (о народных промыслах Поморья) Работа с детьми: 1. Чтение детям русских народных сказок. 2. Создание с детьми альбома «Моя любимая сказка». (по рисункам) 3. Оформление групповой книги по гербам семей. 4. Беседа о жизненном пути человека. Определение детьми на каком отрезке пути находятся они и их близкие, друзья. 5. Составление рассказов детей о профессии родителей. 6. Беседа о мастерах и рукодельницах. 7. Изготовление подарков к праздникам «Новый год», «Рождество», «Пасха», «8 марта», «23 февраля». 8. Экскурсии в библиотеку. 9. Составление альбома рисунков детей по теме «Жизнь поморов». Работа с родителями: 1. Консультация «Традиции русской семьи» и «Жизненный путь человека». 2. «Книга – источник мудрости». 3. Привлечение родителей к созданию гербов семьи. 4.Участие родителей в создании семейных рисунков «Моя любимая сказка» и «Кем я хочу стать?» 5.Родительские собрания «Надо ли знать о своих истоках?»и «Подготовка ребёнка к школе. Итоги года». 6.Семейный досуг-презентация проекта «Ярмарка». 7. Создание видеофильма о занятиях с детьми дома (спорт, чтение, игры, прогулки) 8. Участие родителей в подготовке спектакля «Чудо о Петре и Февронии» и фольклорного фестиваля. 9.Участие пап в досуге, посвящённом 23 февраля «Быстрые, ловкие, сильные». 10. Привлечение родителей к посещению краеведческого музея, станции юннатов, музея Кандалакшского городского заповедника. Работа с педагогическим коллективом: 1. Консультации для молодых педагогов. 2. Обеспечение литературой по изучаемой теме. 3. Выступление из личного опыта по теме на педсовете. В 2008 - 2009 учебном году я углублённо работала над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики». Цель работы - развивать представления о семье, семейных традициях, отношениях, формировать представления о поддержании родственных связей, культурных традициях семьи, народа. В соответствии с целью я разработала следующие задачи: 1. Формировать представления детей о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, связывающего людей в семье, стране; 2. Познакомить детей с понятием «сказочное слово», «светлый образ», «семейные традиции», «жизненный путь», «традиции дела». 3. Развивать желание детей взаимодействовать со взрослыми, содействовать установлению доброжелательных связей между взрослыми и детьми на основе народных традиций. 4. Воспитывать уважительное отношение в процессе взаимного общения, умение выслушать, поделиться своим мнением. 5. Продолжать осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, используя современные инновационные технологии (в частности посредством «музейной педагогики»). В октябре 2008 года было проведено анкетирование с целью выяснить, какие традиции существуют в семьях воспитанников, какие духовные ценности являются важными для них, какие праздники празднуются в семьях и выяснить нужно ли детей - дошкольников по мнению родителей знакомить с историей русского народа и его православными традициями. 27 ноября было проведено родительское собрание, на котором родители подробно узнали о программе «Истоки», о методах работы педагогов детского сада с семьями в соответствии с этой программой. Родителям, имеющим видеокамеры было предложено изготовить видеосюжеты о занятиях, прогулках, отдыхе с детьми дома. Представлены видеоролики семьи Никитина Всеволода «Чтение и обсуждение былины об Илье Муромце», семьи Рогозина Александра о прогулке во время отпуска в Крыму, семьи Немчинова Ивана об уходе за домашними животными в живом уголке (хомячками, попугаями, рыбками). Родителям было предложено больше уделять времени беседам с детьми с целью развития связной речи, а также участвовать в жизни группы, помогая педагогам и детям организовывать выставки в мини-музее по изучаемым в течение учебного года темам. В первую очередь был осуществлён подбор перечня литературы по изучаемой теме (сказки, притчи, стихи, пословицы, иллюстрации, художественные произведения), а также материал для консультаций и наглядной агитации (информация о православных праздниках, о великих Святых русской земли –Петре и Февронии, о рукоделии и мастерстве) Нельзя знать истории, не зная истории народа, тех мест, где ты живёшь. Со старшей группы проводились занятия по изучению быта и истории поморского народа, жившего на Кольском полуострове много столетий назад. Дети посещали краеведческий музей, было прочитано немало поморских сказок, узнали о жизни поморов. Проведено занятие «Жизнь и быт поморов», на котором подытожены знания детей об истории поморов и их быте. Создан альбом рисунков «Поморское село». Оформлена фотовыставка поморских ремёсел. Изучая традиции слова, мы читали детям русские народные сказки. Был проведён конкурс и выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Дети вместе с родителями создавали рисунки любимых сказочных героев. В рамках беседы «Имя красит человека…» дети узнали, что у всех детей нашей группы русские имена, каждое имя имеет свою историю и несёт в себе определённую информацию, накладывая свой отпечаток на характер. Детям и их родителям было дано задание узнать историю своего имени. Характер помогает человеку выбирать свой жизненный путь. Для более наглядного представления этого понятия сделана схема жизненного цикла человека от младенчества до старости. Во время совместной деятельности дети определяли, на каком жизненном отрезке находятся они и их близкие и родные люди. Но жизненный путь это не только время от детства до старости, но и выбор своей профессии, того дела, чем хотелось бы заниматься в течение всей жизни. В ходе занятия «Жизненный путь человека», после рассказа воспитателя дети делились своими желаниями о выборе профессии. Вместе с родителями они нарисовали рисунки «Кем я хочу стать когда вырасту». Дано было задание составить рассказ о работе родителей, кем они трудятся и чем полезен их труд для общества. Любая семья сильна теми, кто в ней живёт. В семье люди объединены любовью и заботой друг о друге. Родителям и детям было предложено создать герб своей семьи, который бы отражал её интересы, занятия, досуг. Оформлен альбом «Моя семья» с гербами семей воспитанников. Работая с категорией «Традиции образа» мы с детьми и родителями вспомнили о том, что в России 8 июля отмечается День семьи. Дети узнали, что этот день был учреждён указом президента России и отмечается ежегодно. Проведено занятие «Беседа о новом государственном празднике «День супружеской любви». Дети узнали о Светлых образах этого праздника, князьях Пётре и Февронии. Все люди узнали об их любви, о верности друг другу и после их смерти церковь их назвала Святыми. Детям очень понравилась история о любви и преданности двух русских князей. В театральном кружке под руководством М.Д.Козыревой был поставлен спектакль «Чудо о Петре и Февронии». Все главные роли играли дети нашей группы. Спектакль с успехом был показан детям, педагогам нашего детского сада и педагогам города. Знакомя детей с категорией «Великий чудотворный образ» мы говорили о защитниках русской земли - великих русских богатырях Илье Муромце. Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, русских князьях – Александре Невском, Дмитрии Донском. За отвагу, мужество и великую преданность Родине церковь назвала Илью Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского Святыми, и в настоящее время их иконы находятся в православных соборах городов, где они родились. Дети с нескрываемым интересом рассматривали иконы героев, иллюстрации с картин русских художников о подвигах наших защитников. Вместе с родителями в мини-музее организована выставка богатырского снаряжения и доспехов. Проведено занятие «Защитники Отечества»Дети выучили стихи об Александре Невском, России и прочитали на занятии. Знакомя детей с категорией праздника, провели занятие о Светлом празднике Рождества Христова. Дети узнали, откуда пошёл обычай наряжать ёлку и украшать её игрушками, что такое Вифлеемская звезда, кому она указала путь и для чего. Дети слушали песни церковного хора и наслаждались их звучанием. Во время весёлой Коляды дети нарядились в костюмы и, пошли по детскому саду с шутками и прибаутками, затевая игры и распевая песни. Наградой за колядование было прекрасное настроение, вкусное угощение и горячий чай. Праздник Светлой Пасхи подарил радость не только детям. В музыкальном зале было проведено развлечение со старинными русскими играми и забавами - катание и кручение пасхальных яиц, пение весёлых песен, ведение хороводов. Дети попробовали своими руками приготовить песочное печенье в виде весенних жаворонков. А на следующий день с детьми было проведено развлечение-презентация проекта «Русские народные игры» совместно с родителями. А после игр как приятно попить чайку с печеньем, которое сделал сам. Категория «Мастера и рукодельницы» познакомила детей с огромным спектром ремёсел, которыми издавна славилась Русь. Дети рассматривали изделия Хохломы, Гжели, Дымки, поморских рукодельниц и др. В мини - музее организована выставка «Мастера и мастерицы», экспонатами которой стали предметы быта, сделанные руками мастеров и хранящиеся в семьях воспитанников. Детей удивили шкатулки из дерева с росписью, сундучки из перламутровых раковин, вязанные изделия и др. В мини- музе проведены следующие выставки: «Покровская ярмарка»; «Кузьминки»; «Новогодний сувенир»; «Рождественский подарок своими руками»; «Пасхальный сувенир»; «Мастера и мастерицы»; «Семейная реликвия»; «Победители».
|