Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Чередник Анна Викторовна | |||
05.09.2021 09:13 | |||
Проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Спасо – Преображенский храм в Иркутске» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №108» Составили: Чередник А.В. Бугерко Л.В. 2021 Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Продолжительность: краткосрочный (март – апрель) Гипотеза проекта: Использование педагогами и родителями МДОУ «Детский сад №108» средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
Цель проекта: Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. Задачи реализации проекта:
Актуальность проекта Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно — нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Особое внимание в деятельности МДОУ «Детский сад №108» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Инновационная направленность проекта Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Новизна проекта Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МБДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода. Ожидаемые результаты реализации проекта для детей:
для педагогов:
для родителей:
Участники проекта
Механизмы реализации проекта
Методы реализации проекта 1. Наглядно-действенный метод:
2. Словесно-образный метод:
3. Практический метод:
Основные мероприятия проекта Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ «детский сад №108» построена с учетом следующих принципов:
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
Календарный план реализации проекта: Март.
Апрель.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что у детей появился интерес к краю, к станице, в которой они живут. Этот интерес проявляется не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей стал проявляться интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспиталось любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, сформировалось умение понимать своё место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. Воспитанники научились соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также сформировались ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях, интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
|