Проект «Дружба начинается с улыбки»
Цель: Формирование представлений об элементарных нормах общения, дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Задачи:
- Образовательные: совершенствовать познавательные, коммуникативные навыки общения и мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков. Расширять представления детей о доброте, дружбе;
- Развивающие: развивать уверенность в себе, своих возможностях, эмоциональную отзывчивость, закреплять знания правил вежливого общения. Обогащать словарный запас вежливыми словами, развивать связную речь;
- Воспитательные: воспитывать у детей желание совершать добрые поступки, доброжелательность и уважение к взрослым и сверстникам.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, педагоги.
Продолжительность проекта: краткосрочный (17 – 21 июня 2024 г.)
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Характер проекта: внутренний.
Ведущая педагогическая идея:
Реализация системы педагогической работы с опорой на разнообразные методы и приемы по формированию представлений об элементарных нормах общения и дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Организация проекта:
- этап: Подготовительный – Раскрытие актуальности темы проекта, создание необходимых условий для реализации проекта, разработка и накопление методических материалов, предполагаемые результаты.
- этап: Основной – Реализация проекта. Внедрение в образовательно-воспитательный процесс эффективных методов и приемов по формированию представлений об элементарных нормах общения и дружеских взаимоотношений между сверстниками.
- этап: Заключительный – Презентация результатов проекта. Оформление результата проекта в виде презентации.
1-й этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Актуальность
В дошкольном возрасте, определяющим нравственное воспитание личности ребенка, его социального развития, являются гуманистические отношения между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни маленького человека эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать к ней свое отношение.
Уже с раннего детства, под руководством взрослых, ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает для себя законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.
Одним их важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослым, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка. Если успехи ребенка признаются окружающими, то отношение сверстников к нему улучшается. Это повышает активность детей в общении, формируются доброжелательные отношения между сверстниками. От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.
Проблема:
В среднем возрасте большинство детей уже могут отличать «хорошие» поступки от «плохих», но это не всегда соответствует правилам поведения. Иногда наблюдаются определенные нарушения в общении детей – уход от контакта со сверстниками, конфликты, ссоры, нежелание считаться с мнением другого, жалобы педагогу. Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействую с окружающими людьми.
Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других людей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Расширилось представление о понятиях «дружба», «добро», «зло»;
- Дети приобрели навыки взаимопомощи, сотрудничества и способность договариваться между собой, оказывают друг другу поддержку;
- Обогатился словарный запас, использование вежливых слов в речи при общении со взрослыми и сверстниками;
Родители:
- Оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада;
- Укрепились детско-родительские отношения и представления об элементарных нормах общения;
Педагоги:
- Повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями;
- Пополнение предметно-развивающей среды группы (литература, фотографии, презентации, стихи, загадки, иллюстрации, лепбук, игры и т.д.);
- Участие в конкурсе с детьми;
- Оформление выставки работ воспитанников «Дружба начинается с улыбки».
В соответствии с проблемой были определены направления работы по проекту:
- Составление алгоритма работы взаимодействия ДОО и семей по формированию представлений об элементарных нормах общения, дружеских взаимоотношений между сверстниками;
- Подбор материала по теме проекта (детская литература, иллюстрации, аудиозаписи, создание презентаций, дидактические игры и т.д.);
- Создание соответствующей развивающей среды.
2-й этап: ОСНОВНОЙ
Познавательное развитие:
- Рассматривание иллюстраций «Дружба», «Правила поведения в детском саду», «Добрые поступки»;
- Беседа «Дружба начинается с улыбки», «Дарите людям доброту»;
- Чтение литературы М. Пляцковского «Урок дружбы», А. Барто «Вовка — добрая душа», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
- Конструирование «Наш дружный детский сад»;
- Дидактическая игра «Подумай и поступи правильно».
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа «Настоящий друг»;
- Слушание песни «Настоящий друг»;
- Дидактическая игра «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний»;
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница»;
- Драматизация сказки «Репка»;
- Настольный театр «Заюшкина избушка»;
- Проговаривание мирилок;
- Коммуникативные игры «Мост дружбы», «Угадай настроение», «Подари другу улыбку», «Лучший друг».
Речевое развитие:
- Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»;
- Составление рассказа «Мой любимый сказочный, добрый герой»;
- Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки», «Каким должен быть друг?»;
- Беседа «Как товарищу помочь в трудную минуту», «Давайте никогда не ссориться»;
- Разгадывание загадок «Вежливые слова»;
- Пальчиковые игры «Дружба», «Дружные братья», «Веселые пальчики», «Ты мой друг и я твой друг».
Физическое развитие:
- Подвижные игры и упражнения «Ровным кругом», «Море волнуется раз», «Волшебное слово» (с мячом), «Мы веселые ребята», «Что мы делаем — не скажем», русская народная игра «У медведя во бору», «Солнышко и дождик»;
- Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В нашей группе все друзья»;
- Физкультурные минутки «Встали прямо, потянулись и друг другу улыбнулись», «Дружба».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Мой друг»;
- Аппликация «Доброе солнышко»;
- Лепка «Подарок для друга»;
- Рисование мелками на асфальте;
- Прослушивание песни «Как положено друзьям» (М. Пляцковский, В. Шаинский), «Настоящий друг», «От улыбки станет всем светлей».
Взаимодействие с родителями:
- Консультации для родителей «Дружба – это чудо»;
- Акция «Лечебная мастерская для книг»;
- Выставка детских работ для родителей на тему проекта;
- Размещение на сайте детского сада информации для родителей по теме проекта.
3-й этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Подведение итогов проведенной работы;
- Выставка детских работ;
- Участие в открытом городском конкурсе «Белкины забавы», региональном
- конкурсе рисунков «Моя семья – моя опора!»;
- Презентации, видеофильмы по теме проекта;
- Разработка и изготовление дидактических игр «Айболит», «Лечим зубки», «Собери на прогулку», «Находилки», «В гостях у зайки», кубик Блума «Дружба»;
- Размещение отчета работы по проектной деятельности на сайт детского сада, в официальную группу детского сада «Вконтакте»;
- Проведена акция по ремонту книг «Лечебная мастерская для книг»;
- Создание лепбука «О доброте и дружбе»;
- Изготовление плаката «Правила дружбы»;
- Создание картотеки «Летние физминутки».
Вывод:
Работая над проектом «Дружба начинается с улыбки», мы сделали следующие выводы: в современном мире настоящая дружба — явление достаточно редкое. Но если она есть, то надо ее беречь.
Во время реализации проекта дети познакомились с культурой поведения и взаимоотношениях, о дружбе между людьми. Ребята активно принимали участие в продуктивной деятельности, а также проявляли заботу друг к другу. Родители с удовольствием и интересом участвовали в проектной деятельности, стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско-родительские отношения.
Воспитанники стали прислушиваться к желаниям сверстников, проявляют доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывают взаимопомощь друг другу. Таким образом, мы доказали, что дружба нужна людям. И иметь настоящего друга, значит иметь настоящее счастье.
|