Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Зайлер Елена Александровна | |||
18.06.2024 08:30 | |||
Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста МАДОУ "ДС № 364 г.Челябинска" Воспитатель первой категории Зайлер Елена Александровна Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Проблема формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста является актуальной в настоящее время. В дошкольном образовании одно из приоритетных направлений является нравственное развитие личности ребенка, формирование ценностных мотивов, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм. Обществу нужна личность, обладающая позитивными нравственными знаниями и нравственными качествами. Как же сформировать педагогу у дошкольников нравственные чувства, этические представления, привить нормы и правила поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу?
Одним из условий осуществления нравственного воспитания детей является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Педагогу нужно помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности. От педагога требуется много терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения ребенка. При индивидуальном взаимодействии с ребенком можно найти "ключик" к каждому воспитаннику. Стержнем в педагоге к детям должны стать внимание и любовь, соблюдение диалога в общении. Для установления контактов с детьми необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, его настроение и чувства. Доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности, согласовывая собственные потребности и стремления с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей. В процессе общения с детьми педагог ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы применяет игры нравственного содержания, беседы, проблемные ситуации, посильная помощь взрослым. Вот некоторые из них: - О дружбе. Этическая беседа о дружбе. Введение понятия «друзья». Литературно-музыкальная викторина «О дружбе». - Мы – друзья. Педагогические ситуации. Работа над новыми пословицами «Человек без друзей, что дерево без корней». - Про товарищей. Беседа на тему: «О товариществе». Введение понятия «товарищ». Разъяснение педагогических ситуаций, в которых проявляются товарищеские качества. - Хорошие и плохие поступки. Чтение произведения В.Авдеенко «Рыцарь», беседа по содержанию. Закреплять знания о хороших и плохих поступках, учить различать их. Педагогические ситуации о разном поведении детей. - Отрицательные качества. Просмотр мультфильма, беседа по содержанию. Разыгрывание сценок и педагогических ситуаций, в которых проявляются отрицательные черты характера: хитрость, лживость. - Доброта. Беседа о заболевших детях, изготовление подарков для них. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Викторина по сказкам, в которых говорится о добрых людях. - Животные в нашей жизни. Беседы о бережном отношении к животным. Рассматривание книг о животных. Загадки о животных. Рассматривание иллюстраций с животными занесенными в Красную книгу. - Малая родина. За что мы любим свой город. Дидактическая игра «Иностранец». Рассматривание фотографий достопримечательностей города. - Помогаю дома. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой», беседа по содержанию. Рисование на тему: «Помогаю дома». Таким образом, при взаимодействии педагога и детей дошкольного возраста в духовно-нравственном воспитании формируются положительные качества, жизненные принципы, положительное отношение к миру, Поэтому педагог и ребенок должны быть полноправными участниками педагогического процесса. Неравнодушие педагога позволит посеять в душах детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, заботу о своем и чужом здоровье. Библиографический список
|