Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование нравственных качеств личности дошкольников через отношение к окружающему миру, себе и другим людям.
Нравственное воспитание
Автор: Ахметова Гульфиза Назятовна Хайрутдинова Айгуль Алимовна Губайдуллина Флюза Галимзяновна Фазлутдинова Лилия Динаровна   
31.01.2024 09:20

Формирование нравственных качеств личности дошкольников через отношение к окружающему миру, себе и другим людям.Формирование нравственных качеств личности дошкольников через отношение к окружающему миру, себе и другим людям.

Воспитательная практика

  • Выполнили: Старший воспитатель Ахметова Г.Н.
  • Музыкальный руководитель Хайрутдинова А.А.
  • Воспитатель Губайдуллина Ф.Г.
  • Воспитатель Фазлутдинова Л. Д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан 2024г.

Проблемное поле: Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными и у детей искажаются представления о гражданственности и патриотизме справедливости и доброте милосердии и великодушии. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Основываясь на этом, были разработаны цели и задачи работы нашей образовательной организации по нравственно- патриотическому воспитанию.

 

Цель: создать условия для нравственно – патриотического воспитания в ДОУ совместно семьями воспитанников, а также общественными организациями.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
  2. Расширять представления о культуре, народных традициях своего народа.
  3. Способствовать формированию духовно – нравственного качества в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие через этические беседы, коллективный труд, рассматривание картин и иллюстрации, через игры, экскурсии, режимные моменты.
  4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию детей.
  5. Повысить профессиональную компетентность педагогов и родителей по нравственно- патриотическому воспитанию

Планируемые результаты:

У детей появиться представления о родном крае, о достопримечательностях региона, в котором живут;

Формируется представления о том, что Земля- наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

у детей формируется духовно – нравственные качества.

  • укрепится сотрудничество между педагогом и родителями
  • у педагога и родителей повысится педагогическая компетентность в организации работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

6. Продолжительность: ежедневная практика

7. Место проведения: МАДОУ детский сад №3 с.Кандры

Воспитать патриотизм в близкой и доступной уму и сердцу детей форме – главная задача сегодняшнего дня.

Формирование самосознания дошкольников тесным образом связано со знакомством его с историей, географией, культурой своего Отечества.

Проведенный мониторинг, позволил нам конкретизировать содержание знаний об общественной жизни, найти средства и методы формирования представлений социальных чувств, показал потенциальные возможности разных видов детской деятельности.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию коллектив ведет по трем блокам:

  1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и создание познавательного интереса у детей и взрослых.
  2. Практический блок включает:

– Работу с педагогами (разработка конспектов, проектов с использованием методов развивающего обучения). У нас на протяжении 3 лет работает творческая группа педагогов, целью которой является — создание обстановки творческого поиска у педагогов, наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по проблеме патриотического воспитания.

- Работу с детьми с использованием различных форм (праздники, развлечения, занятия, экскурсии, художественное творчество, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин и т. д.)

- Взаимодействие с родителями (реализация совместных проектов, совместное творчество, экскурсии по памятным местам поселка, в музей истории поселка)

- Сотрудничество с социумом (музеи поселка, детская библиотека, Дом культуры, школы).

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды (оформление в каждой группе уголков Родины, народного творчества, библиотеки, выставок детских работ, фотовыставок).

Вся работа, проводимая, в ДОУ решается комплексно во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями, так как воспитывают в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Работа по воспитанию нравственных качеств личности носит системный характер и осуществляется в ДОУ в определенной последовательности: семья – детский сад – родная улица – природное окружение – родной город – родной край – страна.

Любовь к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке, сестрам и братьям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, так как малыш впервые открывает Родину в семье. Это чувство начинается у ребенка с маминой колыбельной, потешек, прибауток, песенок и конечно с русских народных сказок. Большой эффект дают совместные с родителями праздники и развлечения, где родители не просто зрители, а участники действия. Они вместе готовятся, поют, играют, танцуют, мастерят. Традиционно в ноябре в саду проводится День матери. На этот праздник приглашаются дети со своими бабушками, мамами, и сестрами. В ходе него каждая семья рассказывает о себе, о семейных увлечениях и интересах. Затем все вместе участвуют в различных конкурсах, где надо проявить не только умения, но и оказать поддержку, придумать оригинальное решение проблемы. Дети вместе с родителями исполняют песни, импровизируют сказки, готовят поделки для малышей. Праздник всегда проходит весело и интересно. Такое мероприятие объединяет взрослых и детей, воспитывает в детях гордость и уважение к своей семье, ее истории, традициям.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности. Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение, а именно детский сад, родная улица, свой город.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве, и здесь важно показать ребенку, что и наше село славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Причем факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатели, прежде всего сами постарались хорошо узнать его, продумали, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашей местности, для нашего края.

Педагоги воспитывают в детях трудолюбие, ответственность за результаты своей деятельности, помогают развивать силу и выносливость. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Поэтому воспитатели побуждают детей отражать свои впечатления в рисунках, играх, поведении, в свободной деятельности, в коллективном творчестве.

В детском саду стало традицией проводить праздники посвященных истории своего села, района. В краеведческом музее дети знакомятся экспонатами, орудиями труда, изделиями народного творчества. Одним из основных методов работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов.

В ходе реализации проектов дошкольники узнают, как появились названия улиц и площадей, ходят к зданиям, имеющим историческую ценность, учат стихи и песни о нашем селе, написанные поэтами — земляками.

Особое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна в Башкортостане любили праздники и с особым почтением их отмечали.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

  • народные и фольклорные праздники – Сабантуй, Масленица, Осенняя ярмарка;
  • государственно-гражданские праздники –День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день;
  • бытовые и семейные праздники — дни рождения, “Выпуск в школу”, Новый год, День матери, День защиты детей и др.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. Правильно подобранная музыка, яркое выразительное слово, произведения изобразительного искусства помогают воспринимать детям то, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по – новому то, что им хорошо знакомое.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества — считается всенародным. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу» педагоги стараются объяснять на конкретных примерах из жизни старших членов семьи — участников Великой отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах. На занятиях педагоги подводят детей к пониманию, что наш народ победил в войне, потому что любил свою Родину, свою Отчизну. Имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь их воздвигнуты памятки, обелиски. В канун Дня Победы воспитанники детского сада встречаются с ветеранами войны, выступают перед ними с музыкальными номерами. Каждый год в День Победы ребята возлагают цветы к памятнику героям. В детском саду проводится военно-спортивная игра «Салют Победе», в ходе которой дети преодолевают различные препятствия, слушают и поют песни о войне. Впервые в этом году воспитанники, родители и сотрудники ДОУ приняли участие в районном марафоне «Салют Победы.

Продолжением данной работы является знакомство детей с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. В этом нам помогают мини-музеи, организованные в детском саду. Основной замысел деятельности мини–музея — приобщение дошкольников к родной культуре и непреходящим общечеловеческим ценностям. Организуя мини – музей в детском саду, мы привлекали родителей и сотрудников, учитывали, что в коллекции желательно иметь подлинники, собрание высокохудожественных предметов. Все экспонаты находятся в рабочем состоянии и используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Творческой группой педагогов разработаны конспекты занятий по основным разделам мини–музея, организуются выставки, конкурсы и праздники, тематические встречи, семейные экскурсии. Расширение образовательного пространства детского сада позволяет не только передавать детям дошкольного возраста опыт предшествующих поколений, но и создать условия для развития творчества, стимулировать интерес к познанию.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

помощи в оформлении помещения;

пошиве праздничных костюмов;

изготовлении сюрпризов и подарков;

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.

Каждый год обновляется территория детского сада. В оформлении территории и ремонте нам помогли папы и дедушки. Ярко, красочно изготовленные поделки из дерева порадует малышей. Многие родители приходили помогать после работы вместе с детьми. Мальчики и девочки с гордостью рассказывают и показывают, что сделали их родители на территории детского сада.

Наше учреждение отличается открытостью: каждый педагог готов помочь, подсказать, понять; мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс. Ежедневно ведется совместная большая работа. Опыт работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию был обобщен и распространен на методическом объединении района.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. От того, как будет построена система в детском саду, будут зависеть результаты работы.

Известный детский писатель С.Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

Оборудование:

  1. Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: Учебное практическое пособие для воспитателей детского сада и учителей начальных классов. — Уфа: БИРО, 2005. — 35 с.
  2. Гасаннова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!» Методическое пособие по ознакомлению дошкольников национальной культурой башкирского народа/ Башкирский институт развития образования. – Уфа, 2007. -149с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: ООО «Учебный центр «Перспектива», 2014. -32с.
  4. Нищева Н.В., Ю.А. Кириллова «Я люблю Россию» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в соответствии с ФОП.
  5. Петрова В.И., Стольник Т.Д., М.: Мозаика синтез 2006г. Нравственноевоспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет). Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.
  6. Фолькович Т.А., Барылкина Л.П. М.: ВАКО, 2006г. Сценарии занятий по культурно- нравственному воспитанию (старшая, подготовительная группа)
  7. Картотека Дидактических игр.
  8. Картотека Сюжетно- ролевых игр.
  9. Проекты.
  10. Видио материалы.
  11. Рисунки.
  12. Выставки.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год