Игровые педагогические технологии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Баулина Екатерина Александровна | |||
24.01.2024 14:10 | |||
Игровые педагогические технологии как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104 комбинированного вида» г.о. Саранск Баулина Екатерина Александровна Аннотация: В статье раскрывается сущность и значимость игровых педагогических технологий как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников путем основных этапов игры. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, рефлексия, квест-технология. Использование игровых педагогических технологий в процессе духовно-нравственного воспитания детей приобретает все большую значимость в современном образовании дошкольников. Данные технологиине только способствуют раскрытию культурных, духовно значимых образов и норм, но и позволяют использовать в воспитании дошкольника основной вид деятельности дошкольного возраста — игру.
Игровая деятельность помогает практически усвоить нормы поведения и формирует новые качества личности ребенка. Поэтому воспитательная задача в использовании игровых технологий в состоит в том, чтобы они служилидля построения гармоничных отношений дошкольников с окружающим миром с опорой на духовно-нравственныеидеалы человечества. Игра и подобранная к ней игрушка должна рассматриваться педагогом в определенной системе духовно-нравственных координат, так как любое воспроизведённое ребенком игровое действие способно воспроизводиться в реальности. При использовании игровых технологий в формирование духовно-нравственных представлений педагог решает ряд задач:
В игровой практике формирования духовно-нравственных качеств личности интересны ресурсные игры в круге. Данная игровая технология способствует развитиюпонимания эмоционального состояния окружающих и развивает благодарность, заботливость и внимательность к окружающим друзьям и взрослым. Примером такой игры в круге является игра «Подари сердечко». Она проводится в несколько этапов. Подготовительный этап, на котором дети узнают о предстоящем игровом задании и его значимости для человека. Этот этап направлен на то, чтобы педагог, подбирая нужные слова, точные выражения, интонации способствовалполучению чувственного отклика и желанию выполнить игровую задачу. Педагог обращается к детям с такими словами: «Каждый человек имеет много хороших качеств, наша с вами задача заметить их в своих друзьях. Подумайте, и, передавая наше сердечко, друг другу, назовите, что вам больше всего нравится в вашем друге». Хорошим средством, которое подталкивает дошкольников к общению, является использование различных предметов: куклы, игрушки, книги, в данном случае мягкой игрушки в форме сердца. На основном этапе игры, который предваряется небольшой паузой, позволяющей детям осмыслить задание и найтинужный ответ, дети выполняют игровую задачу. Они, передавая сердце, высказывают свои мнения по вопросу игровой задачи, например, «Мне нравится, что Саша добрый. Катя трудолюбивая. Оля смелая и т.д.» Стоит отметить, что детям сначала довольно сложно оценить качества других, и только систематическое использование такой игры в разных формах и с разными игровыми предметами позволяет научить детей видеть лучшее друг в друге. Третьим этапом является рефлексия, где дети под руководством педагогаучатся анализировать и оценивать результат работы в круге. Педагог, подводя итог, выражаетрадость и доброжелательность, еще раз подчеркивает лучшие качества каждого, соглашаясь с мнением детей. Важной задачей педагога здесь является обучение детей при анализе их ответов объективной оценке друг друга, не опираясь на личные симпатии. Квест – технология является еще одной из занимательных форм воспитания духовно-нравственных представлений у дошкольников. Это командная игра, позволяющая научить детей работать в коллективе, прислушиваться и учитывать мнения другого, учиться уступать и, конечно, делать правильный выбор. Организация такой игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание нравственного содержания, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является так же эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. Примером такой квест – игры является игра «Сохраним природу». При подготовке квест-игрыпедагоги определяются с целью: сформировать знания детей о природоохранительной деятельности через различные виды детской деятельности и определяют задачи. Работа над структуройигры позволяет разбить задачи по «следам», наполненнымиразного вида заданиями. В задания вошли такие формы работы как беседа, чтение небольших стихотворений о природенаизусть, раскрашивание, спортивная эстафета ипрохождения лабиринта. Ход игры так жеразделяется на несколько этапов. Начало, включающее вступительное слово капитана-педагога, настраивает детей на долгосрочную игру. Задача воспитателя- заинтересовать, заинтриговать и направить внимание на предстоящую деятельность, в том числе, обратив внимание на духовно-нравственную сторону игры. Таким образом, дошкольники становятся не только юными исследователями, которые, получив Письмо от погибающей Природы, должны пройти по следам и выполнитьзадания, но и добрыми «волшебниками», готовыми спасти Планету. После выполнения очередного «следа» дети получают пазл-подсказку. В итоге, получивпять- пазлов, дошкольники собирают ее в общую картину в конце квест-игры. В заключении, глядя на общую картину, дети под руководством педагога подводят итоги, делают выводы, обмениваются мнениями, так же поощряются особо активныеигрокии поддерживаются менее активные дети. Таким образом, игровые педагогические технологии являются одним из простых и доступных методом духовно-нравственного воспитания. Тщательный подбор содержания позволяет педагогузакладывать определенные положительные чувства у играющих детей. Игровые технологии стимулируют интерес дошкольников к окружающему, вызываютположительные переживания, учат нормам социального поведенияи усвоению нравственных представлений, являютсямощным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
|