Нравственное воспитание | |||
Автор: Мищенкова Мария Юрьевна | |||
23.01.2024 13:24 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе ДОУ на основе содержательного модуля «Добрый мир. Православная культура для малышей». Тема: «Храм-дом Божий» Управление образования администрации Нелидовского района Тверской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 Разработала: воспитатель Мищенкова Мария Юрьевна детский сад № 1 г. НЕЛИДОВО 2023 год Цель: знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Программные задачи: Образовательные:
Развивающее:
Воспитательные:
Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в жизни людей, разучивание с движениями «Здравствуй солнышко!», экскурсия в ближайший храм (дети вместе с родителями). Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий». Методические приёмы: словесная игра, составление картины из готовых форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения, совет. Ход занятия: 1. Организационный момент Дети входят в группу под музыку, встают полукругом. 2. Игра «Здравствуй, солнышко!» Воспитатель: Давайте, дети встанем в круг, улыбнёмся друг другу и немножко поиграем. Один из игроков изображает солнышко. К нему подходят остальные участники игры и ведут с ним разговор: - Здравствуй, солнышко! - Здравствуйте, детки! - Что вы видели? - Что вы делали?
А что делали — покажем! (Дети показывают, что они в этот день видели и что делали, а солнышко по их движениям отгадывает. Солнышко может задавать вопросы: «Что вы делали с утра?» Дети отвечают: «Сказать – не скажем, а показать – покажем!» и начинают показывать движениями, изображать жестами и мимикой то, что они делали с утра, например: делали зарядку, пили чай, шли в садик и т. д. Если солнышко не отгадывает, о чём хотят ему сказать дети, то выбирается на эту роль другой играющий.) Воспитатель: Молодцы ребята, от вашей игры у нас стало очень светло и тепло. Вот и сегодня погода тоже солнечная и жизнерадостная. Мы с вами живём в добром мире. Кто еще может сказать: «Какой мир, в котором мы живём?». (Дети по очереди называют определения мира – красивый, цветущий, яркий, радостный, солнечный, весёлый и т.д.). 3. Составление коллективного панно «Добрый мир» Воспитатель: А теперь все садимся на свои места и каждый достаёт папочку с карточками дни творения. (У каждого ребёнка на столе индивидуальная папочка с карточками, которую они подготовили вместе с родителями). - Кто сотворил такой добрый и красивый мир? (Ответы детей). Давайте мы сейчас создадим картину мира в том порядке, в каком создавал Бог. - Что сотворил Бог в первый день. 1 ребёнок: сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, — и всё сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (Прикрепляем звёздочки – мы можем увидеть ночью, солнце бывает только днём. Все покажут карточки с правильным ответом, а один ребёнок выходит к доске и прикрепляет детали). Воспитатель: — Что создал Бог во второй день? 2 ребёнок: Сотворил Бог в день второй Свод небесный, голубой. (прикрепляем облака). Воспитатель: — Что появилось в третий день творения? 3 ребёнок: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. Воспитатель: А кто мне скажет, что сотворил Бог в четвёртый день? Видели ли мы эти творения на прогулке? (Ответы детей). 4 ребёнок: На небесной тверди вдруг Засияло всё вокруг. Сотворил Бог в день четвёртый Золотого солнца круг. К ночи яркое светило Бледная луна сменила. Всемогущий Господь Бог В небе звёздочки зажёг. Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый и шестой день? Дети.
Скот, зверей. И мир земной, Озарённый ярким светом, Поразил своей красой… 3. Чудесный мир был создан Богом, И в нём чудесного так много. Но всех чудесней из века в век Был создан Богом человек. Воспитатель: Воскресный день не наш, а Господень. - Почему так говорят? (Ответы детей). 4. И увидел Бог. Что всё, что Он сотворил в шесть дней, замечательно. В седьмой день Бог отдыхал от трудов Своих. И назвал его – покой! Воспитатель: Итак, мы ещё раз узнали, что Бог сотворил всё живое. Бог добрый, и Он сотворил добрый мир. Бог любит всё, что сотворил. Он радовался, потому что сотворённый мир был очень красивым. Золотится солнце круг… Поле…Лес зелёный. Как прекрасен мир вокруг Богом сотворённый! 4. Беседа с детьми о значении храма Воспитатель: А теперь смотрите, у нас какой мир получился? (обращает внимания детей на панно). В этом мире нам хорошо, спокойно до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти? - Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её: Этот дом — не просто дом: Он красивый и с крестом. Золотые купола, Звонкие колокола! Помолиться в этот дом Ходят в трепете святом. По утрам и вечерам. Это православный… (храм). - Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Я хочу рассказать вам, кто такие православные христиане. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3. Рассказ «Христиане» стр. 42) Большинство людей, которые живут в России — православные христиане. Христианами являются почти все наши бабушки и дедушки – наши предки. Что значит быть христианином? Христиане верят в Бога Иисуса Христа и живут так, как Он повелел. Христиане крестят своих детей, и ребёнок становится христианином. Христиане учат детей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане молятся Богу и Божией Матери. Молитва — разговор с Богом. - А теперь давайте мы с вами немножко поиграем. Физкультминутка. Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка. Дети строят новый храм Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо — влево И гвоздики в доски быстро забивали Строят крышу и крыльцо – Руки вверх — вниз Получилось хорошо. Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками вправо-влево - Как еще по- другому называют храм? (Ответы детей). - Церковь – это особый дом, посвященный Богу. В ней пребывает благодать — Дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей. Иисус Христос даровал нам в своей Святой Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма. Храм – это дом Божий, дом молитвы. В храме все ведет нас к спасению. В нем нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол – это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Русский храм издали – это белоснежный корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу Правды – Христу. Встречаются храмы в виде креста – символ спасения, круга – символ вечности. - А окна есть у церкви? Что можно сказать про них, какие они? Каждая церковь посвящается Господу Богу и престол ее есть престол Божий, поэтому и называем мы ее храмом Божиим, домом Господним. Но кроме этого общего названия каждая церковь имеет еще свое особое название – Успенская (во имя Успения Божией Матери), Александро–Невская (во имя св. Князя Александра Невского). Эти названия даются церквам потому, что церкви строятся и посвящаются Богу в память того или другого события из жизни Спасителя или Божьей Матери или в честь какого-нибудь святого, особенно почитаемого строителями храма. Главное в храме – это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью – Домом Божиим. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3. Рассказ «Храм» стр. 45) - Кто знает какие храмы или церковь расположенные в нашем городе? (Ответы детей). - Да, ребята, поблизости от нас строится храм Иоанна Кронштадтского - Для чего в церкви нужны колокола? (Ответы детей). (Рисунок 5)
- выражать торжество Церкви и ее богослужений. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3 «Колокола» стр. 47) - В Москве на Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далёкие-далёкие времена. (Рисунок 6). Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни – круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом. В нашем городе есть много красивых зданий, которые похожи друг на друга, а вот архитектура церквей не повторяется. 5. Продуктивная деятельность. Работа с тетрадками. Сейчас я предлагаю вам занять места за столами. Пододвиньте к себе тетради, ( «Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь) найдите страницу 21. Возьмите в руки простой карандаш и обведите православный храм, после начинайте раскрашивать храм. Во время работы звучит музыка. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось раскрасить церковь — каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, окошки, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы и мастера. 6. Итог. Дети читают стихотворение. (Ольга Огланова) Храм в вечернем свете фонарей Словно солнце в летний час заката. Я, перекрестившись у дверей, За порог ступаю виновато. Плачет о грехах моя душа Сокрушенно просит о прощеньи. К ликам ставлю свечи не спеша Взоры их полны любви свеченья. Но и строгости они полны К нашей нерадивости и лени, К обнаженью скорби и вины, К быстротленности людских стремлений. Мы несовершенства чувств земных Постигаем с лёгкостью небрежной, А прозрев и устыдившись их, Познаём унынья неизбежность. И опять грешим, грешим, грешим... Завистью, гордыней, несмиреньем, Каемся, и тяготы души В храм несём в надежде очищенья. Воспитатель: Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром! Литература:
|