Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе ДОУ на основе содержательного модуля «Добрый мир. Православная культура для малышей». Тема: «Храм-дом Божий»
Нравственное воспитание
Автор: Мищенкова Мария Юрьевна   
23.01.2024 13:24

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе ДОУ на основе содержательного модуля «Добрый мир. Православная культура для малышей». Тема: «Храм-дом Божий»Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе ДОУ на основе содержательного модуля «Добрый мир. Православная культура для малышей». Тема: «Храм-дом Божий»

Управление образования администрации Нелидовского района Тверской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1

Разработала: воспитатель Мищенкова Мария Юрьевна детский сад № 1 г. НЕЛИДОВО 2023 год

Цель: знакомить детей с православным храмом, его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Повторить и закрепить знания детей о дне творения.
  • Дать представление о храме как о Божьем доме.
  • Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
  • Познакомить детей с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.
  • Рассказать о храме, как о доме Божием.
  • Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого создания и сохранения его красоты, добра.

Развивающее:

  • Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
  • Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира.
  • Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье.
  • Воспитывать старательность, усидчивость.
  • Материал для занятия: Картина с изображением храма, комплект иллюстраций, рисунки детей с родителями на тему «Храм – дом Божий», панно «Добрый мир», индивидуальный раздаточный материал, презентация, экран телевизора, ноутбук, рабочая тетрадь к программе «Добрый мир», простой и цветные карандаши.

Предварительная работа: ситуативные беседы о значение храма в жизни людей, разучивание с движениями «Здравствуй солнышко!», экскурсия в ближайший храм (дети вместе с родителями). Проведение конкурса рисунков среди родителей на тему «Храм – дом Божий».

Методические приёмы: словесная игра, составление картины из готовых форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, использование ИКТ, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения, совет.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят в группу под музыку, встают полукругом.

2. Игра «Здравствуй, солнышко!»

Воспитатель: Давайте, дети встанем в круг, улыбнёмся друг другу и немножко поиграем. Один из игроков изображает солнышко. К нему подходят остальные участники игры и ведут с ним разговор:

- Здравствуй, солнышко!

- Здравствуйте, детки!

- Что вы видели?

- Что вы делали?

  • Что мы видели – не скажем

А что делали — покажем!

(Дети показывают, что они в этот день видели и что делали, а солнышко по их движениям отгадывает. Солнышко может задавать вопросы: «Что вы делали с утра?» Дети отвечают: «Сказать – не скажем, а показать – покажем!» и начинают показывать движениями, изображать жестами и мимикой то, что они делали с утра, например: делали зарядку, пили чай, шли в садик и т. д. Если солнышко не отгадывает, о чём хотят ему сказать дети, то выбирается на эту роль другой играющий.)

Воспитатель: Молодцы ребята, от вашей игры у нас стало очень светло и тепло. Вот и сегодня погода тоже солнечная и жизнерадостная. Мы с вами живём в добром мире. Кто еще может сказать: «Какой мир, в котором мы живём?». (Дети по очереди называют определения мира – красивый, цветущий, яркий, радостный, солнечный, весёлый и т.д.).

3. Составление коллективного панно «Добрый мир»

Воспитатель: А теперь все садимся на свои места и каждый достаёт папочку с карточками дни творения. (У каждого ребёнка на столе индивидуальная папочка с карточками, которую они подготовили вместе с родителями).

- Кто сотворил такой добрый и красивый мир? (Ответы детей).

Давайте мы сейчас создадим картину мира в том порядке, в каком создавал Бог.

- Что сотворил Бог в первый день.

1 ребёнок: сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, — и всё сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь. (Прикрепляем звёздочки – мы можем увидеть ночью, солнце бывает только днём. Все покажут карточки с правильным ответом, а один ребёнок выходит к доске и прикрепляет детали).

Воспитатель: — Что создал Бог во второй день?

2 ребёнок: Сотворил Бог в день второй

Свод небесный, голубой. (прикрепляем облака).

Воспитатель: — Что появилось в третий день творения?

3 ребёнок: На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом.

Воспитатель: А кто мне скажет, что сотворил Бог в четвёртый день? Видели ли мы эти творения на прогулке? (Ответы детей).

4 ребёнок: На небесной тверди вдруг

Засияло всё вокруг.

Сотворил Бог в день четвёртый

Золотого солнца круг.

К ночи яркое светило

Бледная луна сменила.

Всемогущий Господь Бог

В небе звёздочки зажёг.

Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый и шестой день?

Дети.

  1. В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек, весёлых стрекоз. (Прикрепляем детали).
  2. Что создал Бог в день шестой?

Скот, зверей. И мир земной,

Озарённый ярким светом,

Поразил своей красой…

3. Чудесный мир был создан Богом,

И в нём чудесного так много.

Но всех чудесней из века в век

Был создан Богом человек.

Воспитатель: Воскресный день не наш, а Господень.

- Почему так говорят? (Ответы детей).

4. И увидел Бог. Что всё, что Он сотворил в шесть дней, замечательно. В седьмой день Бог отдыхал от трудов Своих. И назвал его – покой!

Воспитатель: Итак, мы ещё раз узнали, что Бог сотворил всё живое. Бог добрый, и Он сотворил добрый мир. Бог любит всё, что сотворил. Он радовался, потому что сотворённый мир был очень красивым.

Золотится солнце круг…

Поле…Лес зелёный.

Как прекрасен мир вокруг

Богом сотворённый!

4. Беседа с детьми о значении храма

Воспитатель: А теперь смотрите, у нас какой мир получился? (обращает внимания детей на панно). В этом мире нам хорошо, спокойно до тех пор, пока у нас в душе спокойно. Если нам очень трудно, очень больно, что же нам делать, куда нам идти?

- Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её:

Этот дом — не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом.

По утрам и вечерам.

Это православный… (храм).

- Сегодня на занятии мы познакомимся с православным храмом. Я хочу рассказать вам, кто такие православные христиане. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3. Рассказ «Христиане» стр. 42)

Большинство людей, которые живут в России — православные христиане. Христианами являются почти все наши бабушки и дедушки – наши предки. Что значит быть христианином? Христиане верят в Бога Иисуса Христа и живут так, как Он повелел. Христиане крестят своих детей, и ребёнок становится христианином. Христиане учат детей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане молятся Богу и Божией Матери. Молитва — разговор с Богом.

- А теперь давайте мы с вами немножко поиграем.

Физкультминутка.

Тук-тук молотком тут и там Дети имитируют стук молотка.

Дети строят новый храм

Молоточком по гвоздикам застучали, Повернулись вправо — влево

И гвоздики в доски быстро забивали

Строят крышу и крыльцо – Руки вверх — вниз

Получилось хорошо.

Вот идет маляр с ведром Имитация ходьбы

Он покрасит новый храм. «Красят» плавные движения руками вправо-влево

- Как еще по- другому называют храм? (Ответы детей).

- Церковь – это особый дом, посвященный Богу. В ней пребывает благодать — Дух Святой, который подается нам через совершающих богослужение священнослужителей. Иисус Христос даровал нам в своей Святой Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма. Храм – это дом Божий, дом молитвы. В храме все ведет нас к спасению. В нем нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол – это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Русский храм издали – это белоснежный корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу Правды – Христу. Встречаются храмы в виде креста – символ спасения, круга – символ вечности.

- А окна есть у церкви? Что можно сказать про них, какие они?

Каждая церковь посвящается Господу Богу и престол ее есть престол Божий, поэтому и называем мы ее храмом Божиим, домом Господним. Но кроме этого общего названия каждая церковь имеет еще свое особое название – Успенская (во имя Успения Божией Матери), Александро–Невская (во имя св. Князя Александра Невского). Эти названия даются церквам потому, что церкви строятся и посвящаются Богу в память того или другого события из жизни Спасителя или Божьей Матери или в честь какого-нибудь святого, особенно почитаемого строителями храма. Главное в храме – это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью – Домом Божиим. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3. Рассказ «Храм» стр. 45)

- Кто знает какие храмы или церковь расположенные в нашем городе? (Ответы детей).

- Да, ребята, поблизости от нас строится храм Иоанна Кронштадтского

- Для чего в церкви нужны колокола? (Ответы детей). (Рисунок 5)

  • созывать верующих к богослужению

- выражать торжество Церкви и ее богослужений. (Л. Л. Шевченко Добрый мир. Книга 3 «Колокола» стр. 47)

- В Москве на Красной площади есть удивительной красоты храм Василия Блаженного, построенный в далёкие-далёкие времена. (Рисунок 6). Сверху донизу этот храм украшен лепными узорами, а его башни – круглыми куполами и все они разные. А самая высокая башня увенчана золотым куполом. В нашем городе есть много красивых зданий, которые похожи друг на друга, а вот архитектура церквей не повторяется.

5. Продуктивная деятельность. Работа с тетрадками.

Сейчас я предлагаю вам занять места за столами. Пододвиньте к себе тетради, ( «Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь) найдите страницу 21. Возьмите в руки простой карандаш и обведите православный храм, после начинайте раскрашивать храм. Во время работы звучит музыка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось раскрасить церковь — каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Из каких частей состоит православный храм? (Ответы детей: купол, барабан, крест, окошки, основная часть здания.) Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы и мастера.

6. Итог.

Дети читают стихотворение. (Ольга Огланова)

Храм в вечернем свете фонарей

Словно солнце в летний час заката.

Я, перекрестившись у дверей,

За порог ступаю виновато.

Плачет о грехах моя душа

Сокрушенно просит о прощеньи.

К ликам ставлю свечи не спеша

Взоры их полны любви свеченья.

Но и строгости они полны

К нашей нерадивости и лени,

К обнаженью скорби и вины,

К быстротленности людских стремлений.

Мы несовершенства чувств земных

Постигаем с лёгкостью небрежной,

А прозрев и устыдившись их,

Познаём унынья неизбежность.

И опять грешим, грешим, грешим...

Завистью, гордыней, несмиреньем,

Каемся, и тяготы души

В храм несём в надежде очищенья.

Воспитатель:

Добрые дела, большие и малые, совершенные не по работе, а по велению сердца – сближают нас, возвращают к всечеловеческому единству, позволяют почувствовать себя нужным и полезным. Делайте добрые дела, творите добро – и оно обязательно вернется к вам добром!

Литература:

  1. Материалы из интернет ресурсов.
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012
  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012
  5. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год