ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Попова Евгения Александровна | |||
30.09.2023 14:33 | |||
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ PEDAGOGICAL SUPPORT INTERACTION KINDERGARTEN FAMILY MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN Аннотация. В статье рассмотрены ключевые моменты в педагогическом сопровождении процесса взаимодействия детского сада и семьи по нравственному воспитанию дошкольников: процесс взаимодействия детского сада и семьи, а также условия для их эффективной реализации, сущность педагогического сопровождения в различных вопросах воспитания, в том числе и в нравственном. Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие детского сада и семьи, нравственное воспитание, дошкольный возраст. Annotation. The article examines the key moments in the pedagogical support of the interaction between kindergarten and family on moral education of preschool children: the process of interaction between kindergarten and family, as well as the conditions for their effective implementation, the essence of pedagogical support in various areas of education, including moral.
Keywords: pedagogical support, cooperation of kindergarten and family, moral education, preschool age. Постановка проблемы. Одной из насущных проблем сегодня является гармоничное развитие личности ребенка, включающее в себя формирование здоровых нравственных потребностей и объединяет такие качества как: гражданские, умственные, творческие, физические, эмоциональные и т.п. Данная задача реализуется с помощью одного из основных компонентов образования — воспитания. Воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования личности, создание оптимальных условий для его физического, психического и социального развития. Проблему нравственного воспитания необходимо решать еще в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетелей» [2, c.90]. Назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении эмоциональной сферы и моральных ценностей. Основы нравственной направленности, сформированные в дошкольном возрасте, определяют дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, дошкольное образование как первая ступень в целостной системе образования выступает основой целенаправленного и всестороннего развития личности. В тоже время участниками воспитательно-образовательного процесса являются не только педагогические работники ДОУ и дети, а также и родители. Ведь семья — самый важный социальный институт воспитания. Именно из семьи ребенок выносит первые впечатления об окружающем мире, в семье формируются первые оценочные представления, закладываются нравственные устои, прививаются культурные и гигиенические привычки. Ей принадлежит приоритет в становлении личности ребенка, она имеет максимальные возможности для получения ребенком знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Сегодня приходится констатировать тот факт, что демографические, социальные, экономические изменения в обществе не могли не сказаться на современной семье. Эта ячейка общества, как никогда, нуждается во внимании и помощи со стороны государства в целом, и дошкольного учреждения, в частности. Ведь лишь незначительная часть родителей может направить в правильное русло воспитание своего ребенка. Многие из них нуждаются в помощи специалистов, педагогическом сопровождении в вопросах нравственного воспитания дошкольников. Именно поэтому, как отмечается в ФГОС ДО, современные дошкольные образовательные учреждения должны стать открытыми для родителей, общественности, больше внимания уделять образованию и воспитанию родителей, справедливо считая это одним из принципиально важных факторов успешного развития и воспитания детей. Анализ литературы. Вопросы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи находится в поле зрения современных исследователей: как теоретиков, так и практиков. Исходя из позиции, что семья и ДОУ, выполняя специфические воспитательные функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка-дошкольника, учеными исследованы такие аспекты обозначенной проблемы: этико-педагогические требования к взаимоотношениям с детьми и их родителями (И. Гребенников, Т. Кириенко) содержание и методы педагогического просвещения родителей (Л. Островская, А. Долина, Т. Кириенко); условия для совместной работы семьи и педагогического коллектива ДОУ в формировании нравственных качеств личности ребенка (Т. Алексеенко, Л. Божович, В. Постовой), сотрудничество воспитателей дошкольных учреждений с семьей по воспитанию дошкольников в духе мира (Т. Пагута); особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста (Н. Аксарина, А. Волкова, Т. Маркова). Несмотря на большое количество педагогических публикаций по обозначенной проблеме, вопросы педагогического сопровождения взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников до сих пор остаются не исследованными в полной мере. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности педагогического сопровождения взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников. Изложение основного материала. Осознание того, что именно в семье закладывается фундамент полноценного физического и психического развития ребенка, побуждает дошкольное учреждение в пристальном изучении запросов, потребностей и требований современной семьи, то есть, к тесному взаимодействию детского сада и семьи. Тесный контакт с родителями воспитанников ставит целью предоставление родителям помощи в актуальных воспитательных вопросах, способствует формированию взаимопонимания в семейно-педагогическом коллективе, обмена воспитательным опытом. Такая взаимосвязь необходима и для того, чтобы сформировать у родителей правильное представление о своем ребенке, объективно оценить его и определить оптимальные пути всестороннего развития ребенка. Для того чтобы взаимодействие детского сада и семьи было наиболее эффективным, должны быть созданы определенные условия. Обозначим их. Во-первых, дошкольное образовательное учреждение должно быть полностью открытым для семьи, как с точки зрения информативности, так и для участия семьи в образовательном процессе. Родители должны знать о наличии в дошкольном учреждении определенных образовательных услуг, условия пребывания ребенка в группе, особенности программ воспитания детей дошкольного возраста. Во-вторых, сотрудники детского сада должны иметь представление о запросах родителей, условиях пребывания ребенка в семье и его индивидуальные особенности, а также создавать условия для получения такой информации. В-третьих, педагогам необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству, а именно: установить доброжелательные отношения между педагогами и членами семьи; наладить обратную связь между педагогами и семьей; распространить среди родителей современные знания о развитии ребенка и методы воспитания; внедрить различные организационные формы сотрудничества ДОУ с семьей (родительские собрания, семейные клубы, совместные праздники, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и пр.). Следует заметить, что не все родители одинаково представляют сам процесс взаимодействия с воспитателями, поэтому в целях эффективного взаимодействия детского сада и семьи для формирования партнерских отношений воспитателям уместно осуществлять педагогическое сопровождение по всем основным вопросам воспитания дошкольников, особенно уделяя внимание проблеме нравственного воспитания детей [4, c. 59]. Проблема нравственного воспитания дошкольников сегодня очень актуальна, а в условиях перехода на новые образовательные стандарты получила особое значение. Нравственное воспитание адаптируется к современным требованиям, определяет потребность в решении правовых, этических, культурологических, психологических, педагогических проблем. Левина Л.Э. отмечает, что нравственное воспитание предполагает ориентацию личности, в первую очередь, на общественно-исторические нормы и ценности, на конкретные оценки других, общества. Важная задача нравственного воспитания — научить жить ребенка среди людей, придерживаясь определенных норм и правил, принятых в данном обществе, то есть адаптировать его к социуму. В данном процессе особая роль принадлежит педагогическому сопровождению взаимодействия детского сада и семьи [3, c.72]. Педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании и понимании нравственных ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом. Такую помощь обозначают термином «педагогическое сопровождение», которое сегодня исследуется и реализуется на всех ступенях системы образования [2, c.89] Долинная А. утверждает, что необходимо выстроить системное педагогическое сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов: диагностический (цель – осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения), поисковый (цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым), консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы), деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы) [1]. Как отмечают исследователи (Кондрашева Ю.В., Левина Л.Э., Сухарева Л.С.), установлению контактов с родителями детей способствует привлечение их к различным видам и формам организации жизнедеятельности детей в группе. Опыт работы показывает, что позитивный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители будут уверены в том, что дошкольное образовательное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в понимании со стороны родителей большинства организационных проблем, что способствует эффективному взаимодействию этих социальных институтов. Педагогическое сопровождение взаимодействия детского сада и семьи также часто трактуется учеными понятием «сотрудничество». Новизна этого понятия заключается в беспрекословном равноправном вкладе каждого участника в воспитательный процесс и в отсутствии привилегии указывать, контролировать и оценивать действия какой-либо из сторон. Основными принципами сотрудничества являются: взаимоуважение, взаимопонимание между семьями и педагогом, партнерство и четкое осознание своей роли и ответственности в общей взаимодействия, любовь к ребенку, принятие и уважение ее как личности, понимания ее проблем [4, с.60]. Основным противоречием, которое возникает при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное разграничение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо другое решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям. Таким образом, рассмотрев основные подходы к формулировке понятия «педагогическое сопровождение», в рамках нашего исследования, остановимся на следующем: педагогическое сопровождение семьи может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего процесс нравственного воспитания дошкольников для формирования гармонично развитой личности в дошкольный период. Педагогическое сопровождение процесса нравственного воспитания личности ребенка будет эффективно, на наш взгляд, если:
Важно помнить, что воспитание зависит от примера как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей дошкольных учреждений, поэтому нужно, чтобы нравственные ценности были развиты у родителей и воспитателей на максимально высоком уровне. Выводы. Современное состояние дошкольного образования требует целостного подхода к воспитанию личности ребенка, которая тесно связана со всеми организованными и стихийными, положительными и отрицательными воздействиями как природного так и социального окружения. Этим объясняется необходимость педагогического сопровождения по взаимодействию детского сада и семьи на основе объединения их воспитательных усилий в нравственном воспитании детей. Воспитатель и родители действуют в интересах ребенка, принимают решения о его воспитании и обучении, создают для него надлежащие условия. От того, насколько это взаимодействие будет согласовано, зависит успех формирования личности в целом. В частности, взаимодействие в педагогическом процессе семьи и дошкольного учреждения способствует нравственному воспитанию дошкольников, формирует индивидуальность, активизирует личный творческий потенциал не только ребенка, но и педагогов и родителей. Литература
|