Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Нравственное воспитание
Автор: Попова Евгения Александровна   
30.09.2023 14:33

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

PEDAGOGICAL SUPPORT INTERACTION KINDERGARTEN FAMILY MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые моменты в педагогическом сопровождении процесса взаимодействия детского сада и семьи по нравственному воспитанию дошкольников: процесс взаимодействия детского сада и семьи, а также условия для их эффективной реализации, сущность педагогического сопровождения в различных вопросах воспитания, в том числе и в нравственном.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, взаимодействие детского сада и семьи, нравственное воспитание, дошкольный возраст.

Annotation. The article examines the key moments in the pedagogical support of the interaction between kindergarten and family on moral education of preschool children: the process of interaction between kindergarten and family, as well as the conditions for their effective implementation, the essence of pedagogical support in various areas of education, including moral.

 

Keywords: pedagogical support, cooperation of kindergarten and family, moral education, preschool age.

Постановка проблемы. Одной из насущных проблем сегодня является гармоничное развитие личности ребенка, включающее в себя формирование здоровых нравственных потребностей и объединяет такие качества как: гражданские, умственные, творческие, физические, эмоциональные и т.п. Данная задача реализуется с помощью одного из основных компонентов образования — воспитания.

Воспитание — это сложный и многогранный процесс формирования личности, создание оптимальных условий для его физического, психического и социального развития. Проблему нравственного воспитания необходимо решать еще в дошкольном возрасте, как наиболее эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетелей» [2, c.90]. Назначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, сколько в становлении эмоциональной сферы и моральных ценностей. Основы нравственной направленности, сформированные в дошкольном возрасте, определяют дальнейшую жизнь ребенка.

Таким образом, дошкольное образование как первая ступень в целостной системе образования выступает основой целенаправленного и всестороннего развития личности. В тоже время участниками воспитательно-образовательного процесса являются не только педагогические работники ДОУ и дети, а также и родители. Ведь семья — самый важный социальный институт воспитания. Именно из семьи ребенок выносит первые впечатления об окружающем мире, в семье формируются первые оценочные представления, закладываются нравственные устои, прививаются культурные и гигиенические привычки. Ей принадлежит приоритет в становлении личности ребенка, она имеет максимальные возможности для получения ребенком знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

Сегодня приходится констатировать тот факт, что демографические, социальные, экономические изменения в обществе не могли не сказаться на современной семье. Эта ячейка общества, как никогда, нуждается во внимании и помощи со стороны государства в целом, и дошкольного учреждения, в частности. Ведь лишь незначительная часть родителей может направить в правильное русло воспитание своего ребенка. Многие из них нуждаются в помощи специалистов, педагогическом сопровождении в вопросах нравственного воспитания дошкольников. Именно поэтому, как отмечается в ФГОС ДО, современные дошкольные образовательные учреждения должны стать открытыми для родителей, общественности, больше внимания уделять образованию и воспитанию родителей, справедливо считая это одним из принципиально важных факторов успешного развития и воспитания детей.

Анализ литературы. Вопросы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи находится в поле зрения современных исследователей: как теоретиков, так и практиков. Исходя из позиции, что семья и ДОУ, выполняя специфические воспитательные функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка-дошкольника, учеными исследованы такие аспекты обозначенной проблемы: этико-педагогические требования к взаимоотношениям с детьми и их родителями (И. Гребенников, Т. Кириенко) содержание и методы педагогического просвещения родителей (Л. Островская, А. Долина, Т. Кириенко); условия для совместной работы семьи и педагогического коллектива ДОУ в формировании нравственных качеств личности ребенка (Т. Алексеенко, Л. Божович, В. Постовой), сотрудничество воспитателей дошкольных учреждений с семьей по воспитанию дошкольников в духе мира (Т. Пагута); особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста (Н. Аксарина, А. Волкова, Т. Маркова).

Несмотря на большое количество педагогических публикаций по обозначенной проблеме, вопросы педагогического сопровождения взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников до сих пор остаются не исследованными в полной мере.

Цель статьи заключается в рассмотрении сущности педагогического сопровождения взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников.

Изложение основного материала. Осознание того, что именно в семье закладывается фундамент полноценного физического и психического развития ребенка, побуждает дошкольное учреждение в пристальном изучении запросов, потребностей и требований современной семьи, то есть, к тесному взаимодействию детского сада и семьи.

Тесный контакт с родителями воспитанников ставит целью предоставление родителям помощи в актуальных воспитательных вопросах, способствует формированию взаимопонимания в семейно-педагогическом коллективе, обмена воспитательным опытом. Такая взаимосвязь необходима и для того, чтобы сформировать у родителей правильное представление о своем ребенке, объективно оценить его и определить оптимальные пути всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы взаимодействие детского сада и семьи было наиболее эффективным, должны быть созданы определенные условия. Обозначим их.

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение должно быть полностью открытым для семьи, как с точки зрения информативности, так и для участия семьи в образовательном процессе. Родители должны знать о наличии в дошкольном учреждении определенных образовательных услуг, условия пребывания ребенка в группе, особенности программ воспитания детей дошкольного возраста.

Во-вторых, сотрудники детского сада должны иметь представление о запросах родителей, условиях пребывания ребенка в семье и его индивидуальные особенности, а также создавать условия для получения такой информации.

В-третьих, педагогам необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование партнерских отношений с родителями, на привлечение семьи к сотрудничеству, а именно: установить доброжелательные отношения между педагогами и членами семьи; наладить обратную связь между педагогами и семьей; распространить среди родителей современные знания о развитии ребенка и методы воспитания; внедрить различные организационные формы сотрудничества ДОУ с семьей (родительские собрания, семейные клубы, совместные праздники, индивидуальные и групповые консультации, тренинги и пр.).

Следует заметить, что не все родители одинаково представляют сам процесс взаимодействия с воспитателями, поэтому в целях эффективного взаимодействия детского сада и семьи для формирования партнерских отношений воспитателям уместно осуществлять педагогическое сопровождение по всем основным вопросам воспитания дошкольников, особенно уделяя внимание проблеме нравственного воспитания детей [4, c. 59].

Проблема нравственного воспитания дошкольников сегодня очень актуальна, а в условиях перехода на новые образовательные стандарты получила особое значение. Нравственное воспитание адаптируется к современным требованиям, определяет потребность в решении правовых, этических, культурологических, психологических, педагогических проблем.

Левина Л.Э. отмечает, что нравственное воспитание предполагает ориентацию личности, в первую очередь, на общественно-исторические нормы и ценности, на конкретные оценки других, общества. Важная задача нравственного воспитания — научить жить ребенка среди людей, придерживаясь определенных норм и правил, принятых в данном обществе, то есть адаптировать его к социуму. В данном процессе особая роль принадлежит педагогическому сопровождению взаимодействия детского сада и семьи [3, c.72].

Педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании и понимании нравственных ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом. Такую помощь обозначают термином «педагогическое сопровождение», которое сегодня исследуется и реализуется на всех ступенях системы образования [2, c.89]

Долинная А. утверждает, что необходимо выстроить системное педагогическое сопровождение, которое должно строиться поэтапно, по определенному алгоритму. Она выделила несколько основных этапов: диагностический (цель – осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения), поисковый (цель – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим сопровождаемым), консультативно-проективный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы), деятельностный (достижение желаемого результата) и рефлексивный (этап осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы) [1].

Как отмечают исследователи (Кондрашева Ю.В., Левина Л.Э., Сухарева Л.С.), установлению контактов с родителями детей способствует привлечение их к различным видам и формам организации жизнедеятельности детей в группе. Опыт работы показывает, что позитивный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность имеет огромную педагогическую ценность. Родители будут уверены в том, что дошкольное образовательное учреждение всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, так как будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в понимании со стороны родителей большинства организационных проблем, что способствует эффективному взаимодействию этих социальных институтов.

Педагогическое сопровождение взаимодействия детского сада и семьи также часто трактуется учеными понятием «сотрудничество». Новизна этого понятия заключается в беспрекословном равноправном вкладе каждого участника в воспитательный процесс и в отсутствии привилегии указывать, контролировать и оценивать действия какой-либо из сторон. Основными принципами сотрудничества являются: взаимоуважение, взаимопонимание между семьями и педагогом, партнерство и четкое осознание своей роли и ответственности в общей взаимодействия, любовь к ребенку, принятие и уважение ее как личности, понимания ее проблем [4, с.60].

Основным противоречием, которое возникает при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное разграничение сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо другое решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к формулировке понятия «педагогическое сопровождение», в рамках нашего исследования, остановимся на следующем: педагогическое сопровождение семьи может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно-смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего процесс нравственного воспитания дошкольников для формирования гармонично развитой личности в дошкольный период.

Педагогическое сопровождение процесса нравственного воспитания личности ребенка будет эффективно, на наш взгляд, если:

  • будет достигнуто единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивающим определенную системность в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста;
  • в качестве содержания процесса взаимодействия детского сада и семьи в нравственном воспитании ребенка выступает привлечение родителей в творческую совместную деятельность с педагогами и детьми, включение ребенка в игровую, творческую, познавательную эмоционально-окрашенную деятельность, направленную на становление духовно-нравственной сферы дошкольника;
  • будет осуществляться педагогизация воспитательного процесса в семье и психолого-педагогическое сопровождение;
  • нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными.

Важно помнить, что воспитание зависит от примера как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей дошкольных учреждений, поэтому нужно, чтобы нравственные ценности были развиты у родителей и воспитателей на максимально высоком уровне.

Выводы. Современное состояние дошкольного образования требует целостного подхода к воспитанию личности ребенка, которая тесно связана со всеми организованными и стихийными, положительными и отрицательными воздействиями как природного так и социального окружения. Этим объясняется необходимость педагогического сопровождения по взаимодействию детского сада и семьи на основе объединения их воспитательных усилий в нравственном воспитании детей. Воспитатель и родители действуют в интересах ребенка, принимают решения о его воспитании и обучении, создают для него надлежащие условия. От того, насколько это взаимодействие будет согласовано, зависит успех формирования личности в целом. В частности, взаимодействие в педагогическом процессе семьи и дошкольного учреждения способствует нравственному воспитанию дошкольников, формирует индивидуальность, активизирует личный творческий потенциал не только ребенка, но и педагогов и родителей.

Литература

  1. Долинная, А. Родители в дошкольном учреждении: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, О. Низковская // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 1. — c. 6-8
  2. Кондрашева, Ю.В. Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.Ф. Шорстова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2014. – c. 89-91.
  3. Левина, Л.Э. Педагогическое сопровождение семейного воспитания в контексте дошкольного образования / Л.Э. Левина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – с. 71–75.
  4. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2015. – с. 59-62.
  5. Сухарева, Л.С. Заботимся вместе. Работа с родителями дошкольников / Сухарева Л. — М.: Основа: Триада, 2008. — 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год